программа
Актуальность программы и методологическое обоснование
Основным преимуществом детского сада является возможность для ребенка общаться со сверстниками. Не все дети имеют возможность посещать детские сады, в силу разных причин. Круг общения многих “домашних” детей ограничивается родителями и родственниками. Со сверстниками они зачастую общаться не умеют. Да и общение с незнакомыми взрослыми может быть затруднительным для таких детей. Ребенку очень важно помочь почувствовать себя членом детского сообщества, облегчить его вхождение в мир. Дети должны научиться понимать, что проживание в мире сопряжено с выполнением целого ряда правил, с учетом мнения другого, уважением его прав. Все это является важным для дальнейшего полноценного развития ребенка. Даже, если ребёнок посещает дошкольное учреждение, у некоторых родителей возникают сложности в их воспитании. Это во многом связано с недостаточной психолого-педагогической компетентностью родителей. Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день пособий по вопросам развития и воспитания дошкольников, они не могут решить проблемы каждой конкретной семьи, требующей индивидуального подхода. Существует проблема семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. У таких детей есть постоянная потребность в общении с другими детьми и педагогами. Особенно эта помощь нужна родителям детей, которые не посещают детский сад. Более компетентны в этом специалисты дошкольных образовательных учреждений. Они могут осуществлять прямой контакт с родителями, наблюдать развитие ребенка, получать “обратную связь” от родителей. Многим семьям необходима консультативная помощь специалистов.
В МКДОУ ЦРР-детском саду № 5 г. Россоши созданы условия и возможность для реализации программы. Существенно пополнилась предметно-пространственная развивающая среда, имеются помещения для работы специалистов и проведения совместных мероприятий.
Консультационный центр предполагает взаимодействие между участниками, взаимный обмен опытом и знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствует углублению понимания и изменению их жизненных представлений. Основная категория родителей, которых ждут в консультативном центре – это родители, дети которых не посещают ДОУ.
В Консультационном центре МКДОУ ЦРР - детского сада № 5 г. Россоши семьям, имеющим детей дошкольного возраста, не посещающим дошкольное образовательное учреждение, предоставляется методическая, психолого-педагогическая, диагностическая и консультативная помощь.
Не все дети дошкольного возраста охвачены дошкольным образованием по разным причинам. Это ставит их в неравные условия, появляется проблема обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования детьми из различных социальных групп и слоёв населения.
Именно поэтому задачи, которые ставят перед собой специалисты Консультационного центра, являются актуальными для нашего города и района. Специалисты оказывают консультативную помощь семьям, психолого-педагогическое просвещение родителей с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей, содействие в социализации дошкольников, обеспечение при поступлении в школу равных стартовых возможностей детям 5-8 лет, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, разработку индивидуального маршрута и рекомендаций по оказанию ребёнку возможной психолого-педагогической помощи, организации их специального обучения и воспитания в семье.
Значимость программы для развития системы образования
В основу государственной политики в области образования положены идеи гуманизации и демократизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации (1993), Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. №273 – ФЗ, ФГОС ДО. В документах отмечается, что под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности общества, государства. Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой её ступени – к системе дошкольного образования. Очередная насущная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования.
Целью вариативных форм дошкольного образования является реализация права каждого ребёнка на качественное и доступное образование и предусматривает разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
Программа работы консультационного пункта направлена на решение задач по обеспечению государственных гарантий доступности качественного дошкольного и общего образования, достижения современного качества образования. Инновации в отрасли образования должны обеспечить условия для реализации этих приоритетных направлений.
Направление программы
«Обеспечение доступности, повышение эффективности и качества образования».
Целью деятельности Консультационного центра является обеспечение доступности дошкольного образования, единства и преемственности семейного и общественного воспитания, повышения педагогической компетенции родителей (законных представителей), воспитывающих детей от 2 месяцев до 7 лет, в том числе детей с ОВЗ.
Задачи консультационного центра:
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям), воспитывающим детей дошкольного возраста на дому, по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка;
- психолого-педагогическое просвещение родителей с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей;
- содействие в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;
- обеспечение равных стартовых возможностей детям 5-7 лет, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, при поступлении в школу;
- разработка индивидуального маршрута и рекомендаций по оказанию ребёнку возможной психолого-педагогической помощи, организации их специального обучения и воспитания в семье.
В работе Консультационного центра задействованы следующие кабинеты учреждения:
- Методический кабинет
- Кабинет учителя - логопеда
- Кабинет педагога – психолога
- Музыкальный зал
- Тренажерный зал
Формы работы с родителями:
индивидуальная (беседы, консультации, поручения, посещение на дому), подгрупповая (тренинги, родительские клубы) и групповая (родительские собрания, круглый стол, лектории, конференции, дни открытых дверей, вечера вопросов и ответов и др.).
В консультационном центре используются и нетрадиционные формы работы: сайт детского сада,фотовыставки, проведение акций, выпуски семейных стенгазет и плакатов, презентации, проведение мастер-классов, совместные прогулки и экскурсии, брошюры, буклеты и листовки.
Деятельность Консультационного центра регламентируется следующими нормативными документами и локальными актами учреждения
1. Закон 273 – ФЗ «Об образовании в РФ» (глава VII, статья 64)
2. Устав Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребёнка - детского сада № 5 г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.
3. Приказ ДОУ «Об организации консультационного центра»
4. Положение о Консультационном центре ДОУ
5. Программа Консультационного центра на учебный год
6. План работы Консультационного центра
7. Образцы журналов
8.Тематика консультаций специалистов Консультационного центра
9. Договор о взаимных обязательствах МКДОУ ЦРР - детского сада № 5 г. Россоши (Консультационный центр) и родителей воспитанников
Деятельность центра направлена на следующие целевые группы:
- родители (законные представители), семьи, воспитывающие детей раннего возраста;
-родители (законные представители), воспитывающие детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения района по состоянию здоровья (дети с ОВЗ).
- родители (законные представители), воспитывающие детей предшкольного возраста (по вопросам подготовки к школе).
Порядок работы консультационного центра:
1. Запись родителей на консультацию осуществляется по телефону у дежурного администратора.
2. Прием родителей ведётся по предварительно составленному графику.
3. Продолжительность консультации не менее 25 минут.
4. После консультации родителей обеспечивают необходимой информацией.
5. Количество специалистов в консультационном центре определяется штатным расписанием дошкольного образовательного учреждения.
6. Ведутся онлайн-консультации.
Режим работы консультативного центра ДОУ:
Центр работает 1 раз в неделю, в соответствии с графиком, утверждённым приказом руководителя ДОУ, продолжительностью консультации не менее 25 минут. Предварительная запись на консультацию по телефону 8 (47396) 2-33-21
Механизм реализации программы
1 этап: Подготовительный
Задачи и содержание работы:
1.Организация деятельности КЦ на учебный год (приказ об организации деятельности консультационного центра).
2. Оформление рекламы и выход в ближайшие населенные пункты, информационное оповещение на сайте МКДОУ, в социальных сетях, изучение спроса родителей на организацию консультаций в консультационном центре.
4.Выбор творческой группы – назначение специалистов.
Результат:
Для обеспечения деятельности КЦ творческим коллективом был разработан пакет документов:
Договор о сотрудничестве ДОУ и родителей (законных представителей) детей, посещающих консультативный центр;
Анкеты для родителей;
Годовой план работы Консультативного центра на год;
Журнал предварительной записи родителей на консультацию к специалистам;
Журнал учёта работы Консультативного центра помощи семьям;
График работы специалистов.
2. этап: Основной - практический.
Содержание работы:
1. Для работы консультационного центра был подобран штат работников детского сада, реализующего основную образовательную программу дошкольного образования.
2. Определены помещения, подобран дидактический и наглядный материал.
3. Сформированные списки желающих посещать КЦ позволили определить возрастной диапазон детей – 1 года до 7 лет, нуждающиеся в помощи по коррекции речевого развития, и связанные с ним проблемы развития и воспитания, чтобы в дальнейшем спланировать и разработать актуальные темы практики семейного воспитания.
5. Разработка анкет и диагностики, которые позволяют выявить характер запросов родителей.
6. Выявили основные блоки консультационного центра:
- психолого-педагогическая помощь семьям при адаптации детей;
- консультативная помощь родителям;
- помощь семьям в вопросах социализации детей;
- помощь родителям по подготовке детей к школе;
- консультативная помощь родителям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Практикуется предварительная запись родителей к специалистам на консультацию по интересующей теме. Это позволяет подготовить квалифицированную консультацию.
Специалисты КЦ планируют свою работу на основании сведений, полученных из анкет для родителей и карт индивидуального развития ребенка (диагностика), стараясь подобрать наиболее эффективный метод оказания помощи, рекомендуют необходимую литературу, полезные упражнения, игры и игрушки для ребенка.
Педагоги проводят адаптационные занятия с детьми с 1 - 2 лет по подготовке детей к поступлению в ДОУ, а так же подготовка детей к школьному обучению детей с 6-7 лет, не посещающих ДОУ.
Учитель-логопед помогает определить уровень познавательно-речевого развития ребенка, показывает, как можно помочь ребенку избавиться от речевых недостатков, учит родителя и ребенка интересным речевым играм и упражнениям.
Координатор подскажет родителям различные приемы, игры, упражнения для познавательного и физического развития ребенка, проконсультирует по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Заведующий оказывают помощь при оформлении ребёнка в ДОУ, знакомят с нормативно-правовыми документами и локальными актами ДОУ, дают советы по вопросам оформления льгот при оплате за детский сад, помогают решать любые спорные вопросы.
Кроме этого специалистами ведется работа:
-по созданию банка педагогических знаний специалистами и педагогами детского сада;
-по подбору диагностических методик участниками проекта для работы с родителями;
-по оформлению и регистрации журнала предварительной записи родителей на консультацию к специалистам;
-по обучению различным развивающим коррекционным технологиям в процессе проведения семинаров-практикумов.
На данном этапе происходит разработка и накопление научно-методического материала, его применение на практике, апробация новых технологий и внедрение практического опыта, который представлен различными формами взаимодействия с родителями:
- разработка памяток, буклетов, рекомендаций для родителей;
- организация “Дней открытых дверей” для родителей;
- проведение семинаров-практикумов, тренингов специалистами;
- проведение совместных с родителями праздников и досугов, участие в выставках, фотовыставках, конкурсах;
- формирование библиотеки для семейного самообразования;
- организация "телефона доверия”.
Родители получают помощь в индивидуальном подборе игр, занятий, видов деятельности, в наибольшей степени способствующих развитию ребенка, знакомятся с дидактическими играми, развивающими внимание, память, воображение, мелкую моторику.
В Консультационном центре ведётся работа и с детьми: игровое взаимодействие, тематические беседы, коррекционно - развивающая работа, творческие лаборатории, мониторинг, психолого-педагогическое сопровождение детей с различными отклонениями, совместные праздники и выставки творческих работ.
3 этап: Аналитический.
На заключительном этапе реализации предполагается мониторинг изучения психологической безопасности образовательной среды, скриниг-диагностика готовности детей к обучению в школе, мониторинг изучения уровня удовлетворённости качеством деятельности ДОУ, определение проблемы в системах «Родитель-Ребёнок», «Родитель-Взрослый».
Планируется:
- разработка рекомендаций для всех участников образовательного процесса ДОУ по коррекции взаимоотношений.
- Определение рейтинга ДОУ по качеству подготовки детей к школе.
Функциональные обязанности специалиста КЦ
Цель деятельности специалиста КЦ: оказание адресной педагогической помощи семьям, воспитывающим детей раннего и предшкольного возраста на дому, а также посещающим образовательные организации и нуждающиеся в помощи специалистов.
Задачи деятельности специалиста КЦ:
· Обеспечение индивидуального психолого - педагогического сопровождения семей;
· Обогащение воспитательно-образовательного потенциала семей;
· Своевременное выявление детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии.
Функции деятельности КЦ:
· аналитическая
· консультативная
· диагностическая
· информационная
· методическая.
· координационно - организационная
Формы организации деятельности КЦ:
· Диагностика и составление индивидуальных программ развития детей;
· Информирование об услугах ДОУ;
· Индивидуальные и групповые (очные) консультации;
· Дистанционное консультирование;
· Совместные с родителями тренинги, дискуссии;
· Диагностические занятия с ребёнком в присутствии родителей;
· Совместные занятия с родителями и с детьми;
· Совместные семейные досуги;
· Использование ключевых ситуаций по созданию условий для игровой деятельности и воспитанию детей в семье.
Кадровое обеспечение
руководитель консультационного центра, координатор, учитель – логопед, педагог – психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра.
Методический и кадровый потенциал образовательной организации
|
Количество специалистов |
В том числе в возрасте 29 – 45 лет |
Количество узких специалистов (логопед, психолог и др.) |
В том числе в возрасте 29 – 45 лет |
Педагоги высшей категории, победители конкурсов и т.д. |
Штатные сотрудники |
23 |
18 |
6 |
5 |
Педагоги высшей категории - 4 , победители муници- пальных конкурсов 4 |
Совместители |
- |
- |
- |
- |
- |
Квалификационный уровень сотрудников Консультационного центра
№ п\п |
Ф.И.О. сотрудника |
Должность, образование |
Стаж работы |
Квалифика-ционная категория |
Функционал специалиста в проекте организации-заявителя |
1. |
Муратова Марина Николаевна |
руководитель консультационного центра, заведующий МКДОУ ЦРР – детским садом №5 г.Россоши , высшее образование |
16 л. |
СЗД |
Создание материально-технической базы, реконструкция сайта, установка программного обеспечения, мониторинг реализации проекта. |
2. |
Неровная Людмила Николаевна |
координатор, заместитель заведующего по УВР, высшее образование |
22 г. |
- |
Разработка методических материалов, помощь в подготовке продуктов проекта. Создание информационной базы ДОУ. |
3. |
Бондаренко Оксана Владимировна |
Старший воспитатель, высшее образование |
10 л |
I КК |
Разработка методических материалов, подготовка и проведение консультативной, диагностической, профилактической, коррекционной форм работы с родителями. Оказание помощи родителям к подготовке детей к обучению в школе. |
4. |
Чапурина Марина Михайловна |
Педагог - психолог, высшее образование |
18 л |
I КК |
|
5. |
Ковалева Анна Васильевна |
Учитель – логопед, высшее образование |
8 л |
ВКК |
|
6. |
Мандрыкина Светлана Васильевна |
Учитель – логопед, высшее образование |
8 л |
I КК |
|
7. |
Мясникова Татьяна Ивановна |
Инструктор по физической культуре, среднее профессиональное образование |
40 л |
I КК |
Разработка методических материалов, подготовка и проведение консультативных и практических форм работы с родителями. Оказание помощи родителям к подготовке детей к обучению в школе. Оказание адресной педагогической помощи родителям. |
8. |
Куделина Марина Сергеевна |
Музыкальный руководитель, высшее |
4 г |
IKK |
Разработка методических материалов, подготовка и проведение консультативных и практических форм работы с родителями. Оказание помощи родителям к подготовке детей к обучению в школе. Оказание адресной педагогической помощи родителям. |
9. |
Волгушева Юлия Николаевна |
Музыкальный руководитель, высшее |
6 л |
IKK |
Разработка методических материалов, подготовка и проведение консультативных и практических форм работы с родителями. Оказание помощи родителям к подготовке детей к обучению в школе. Оказание адресной педагогической помощи родителям. |
10. |
Лымарева Ольга Иванова |
Медицинская сестра, высшее |
22 г |
- |
Консультирование по вопросам питания, режиму дня, оздоровления и профилактики детской заболеваемости. |
Организация помощи родителям (законным представителям) в консультативном центре строится на основе интеграции деятельности специалистов:
- учитель – логопед (выявляет уровень познавательно-речевого развития ребенка (обследование), координирует родителей в оказании помощи ребенку в коррекции речевых недостатков и целью профилактики (консультации, практикумы), рекомендует (показывает) родителям и ребенку интересные игры и упражнения по речевому развитию (практикумы), речевые упражнения.
- педагог – психолог (выявляет эмоционально-личностные проблемы, определят уровень развития познавательных процессов (внимания, память, мышление, воображение и др.), анализирует детско-родительские отношения, проводит диагностическое обследование уровня психологической готовности ребенка к обучению в школе).
- инструктор по физической культуре (пропагандирует здоровый образ жизни у детей и взрослых, рекомендует подвижные игры в помещении и на улице, спортивные упражнения).
- медицинская сестра (оказывает помощь в составлении режима дня и организации правильного питания ребенка, дает рекомендации по вопросам профилактики различных заболеваний: ОРВИ, гриппа, острых вирусных инфекций, инфекционных заболеваний).
Мероприятия консультационного центра
№ п/п |
Мероприятие |
Исполнители |
Ожидаемый результат |
|
|||||
1. Пополнение нормативной базы Консультационного центра |
|
||||||||
1. |
Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним: а) обновление фонда методических материалов; б) создание страницы на сайте ДОУ; в) предоставление массовой и индивидуальной информации о воспитании, обучении и развитии дошкольников. |
Зам. заведующего по УВР, специалисты |
Доступность и востребованность информации всеми участниками образовательного процесса |
|
|||||
2. |
Участие Консультационного центра в работе Интернет-конференций, расширение круга сотрудничества с Консультационными центрами России |
Зам. заведующего по УВР, педагоги |
Повышение темпов инновационного развития Консультационного центра |
|
|||||
2.Формирование фонда Консультационного центра |
|
||||||||
1. |
Разработка плана мероприятий по совершенствованию технологий консультирования на базе использования современных компьютерных средств |
Старший воспитатель |
Повышение эффективности работы Консультационного центра |
|
|||||
2. |
Создание и поддержание комфортных условий для семей. |
Зам. заведующего по УВР, педагоги |
|
||||||
3.Расширение объема консультационных услуг на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий. |
|
||||||||
1. |
Участие в проведении совместных проектов, акций, презентаций, выставок |
Зам. заведующего по УВР, старший воспитатель, педагоги |
Повышение эффективности работы Центра
|
|
|||||
2. |
Размещение информации в средствах массовой информации, ведение информационного стенда, создание буклетов, проведение фотовыставок в целях рекламы предоставления консультационных услуг |
Старший воспитатель |
Увеличение численности обратившихся к услугам Консультационного Центра
|
|
|||||
4. Продвижение, передача и распространение опыта Консультационного центра. |
|
||||||||
1 |
- эстетическое оформление Консультационного центра; - реклама о деятельности Консультационного центра; - взаимодействие с Консультационными центрами района; - проведение вебинаров, семинаров в рамках сетевого взаимодействия.
|
Старший воспитатель |
Расширение сферы деятельности Консультационного центра |
||||||
Наш детский сад в рамках работы в Консультационном центре, активно сотрудничает со следующими учреждениями:
- ТПМПК;
- Районная детская поликлиника;
- образовательные организации города и района.
Для отработки новых технологий и модернизации содержания образования» с целью реализации образовательных программ в сетевой форме заключен договор о сетевом взаимодействии с
Перспективные идеи, обеспечивающие деятельность центра, на качественно новом уровне:
- планируется повышение квалификации сотрудников центра;
- привлечение медицинских работников для работы в консультационном центре;
- повышение материально - технической базы центра;
- организация он-лайн записей на консультации, организация и проведение вебинаров для родителей.
Распространение инновационного опыта в рамках реализации новых организационно-экономических моделей и стандартов в дошкольном образовании, наработка положительного опыта модернизации образовательного процесса в дошкольном учреждении, внедрение эффективных технологий дошкольного образования, сделало Консультационные центры востребованными в системе дошкольного образования.
Благодаря работе консультационного центра мы сможем охватить большее количество детей, не посещающих детский сад, произойдет безболезненная адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада, успешная социализация дошкольников, не посещающих детский сад, тесное сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением является важным и необходимым условием внедрения ФГОС ДО.
Семья и детский сад должны быть тесно взаимосвязаны в рамках единого образовательного пространства, необходимо сотрудничество между педагогами и родителями на протяжении всего дошкольного детства, должно быть реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Эффективность работы консультативного центра в первую очередь связана с профессионализмом его сотрудников, их искренним желанием успешно развиваться, умением вступать в контакт с родителями, найти к ним и их детям индивидуальный подход.
ФГОС ДО и область раннего развития становится полноценным уровнем образования – первым, базовым уровнем образовательной системы. В связи с этим особое развитие получила служба по присмотру, уходу и образованию детей раннего возраста – от 0 до 3, 5 лет. Бурно развивается ясельная педагогика, а также различные формы поддержки родителей на этапе раннего развития. Поэтому важно, чтобы каждый родитель имел представления о ребенке и его развитии, о его образовании.
Консультирование является во многом тонкой и деликатной работой с системой убеждений и ценностей родителей, которое консультант должен понимать и уважать. Бесплатное консультирование в центре, где семьи, родители могут получить квалифицированную помощь в решении любых проблем, связанных с воспитанием и уходом за детьми, в том числе на анонимной основе, является эффективной и перспективной формой работы с родителями (законными представителями) задумывающимися о развитии и образовании своего ребёнка.
Критерии оценки эффективности результатов деятельности работы КЦ:
· Статистика количества семей, обратившихся за помощью к специалистам КЦ ДОУ.
· Банк данных, не охваченных системой дошкольного образования детей в селе (по близлежащим населенным пунктам).
· Обобщённый методический материал по работе с семьями.
· Оценка деятельности ДОУ родителями и социумом.
Эффекты реализации программы
Участники проекта |
Эффекты реализации проекта |
Дети |
· Гармоничное развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности ребенка. · Раскрытие творческого потенциала дошкольника. |
Родители |
· Оптимизация детско-родительских отношений. · Повышение роли семьи в воспитании и развитии ребенка. · Повышение информированности родителей по вопросам воспитания и развития детей. |
Педагоги |
· Умение работать в команде. · Овладение современными технологиями консультативной помощи родителям (законным представителям), осуществляющих воспитание детей в форме семейного. · Овладение дистанционными формами взаимодействия с родителями по вопросам развития, обучения и воспитания детей. |
ДОУ
|
· Повышение рейтинга ДОУ в образовательном пространстве города. · Модернизация образовательной среды ДОУ путем внедрения новых технологий и направлений работы с родителями, обогащения современными методическими пособиями, оборудованием и материалами для организации консультативной деятельности. · Создание странички на сайте ДОУ, посвящённой деятельности консультативного центра. · Повышение эффективности и качества предоставляемых образовательных услуг родителям (законным представителям). · Создание безбарьерной образовательной среды. |
Другие ДОУ |
· Возможность использовать опыт работы консультационного центра ДОУ · Возможность направлять родителей на консультацию в ДОУ. · Возможность получить консультацию специалистов ДОУ педагогами других ДОУ. |
Список литературы
1. Галахова С. К.; Мин-во образ. Ряз. обл.,Обл. гос. бюдж. образов. учр-е доп. профессион. образ-я «Ряз. институт развития образования». – Рязань, 2012. –59 с.
2. Попова Л.В. Организация работы консультативного пункта // Новые формы дошкольного образования / Ответ. ред. Л. Е. Курнешова. – М., 2007, №1. - С.15-24.
3. Стручкова Г.И. Основные направления социально – педагогической работы с детьми в условиях консультативного пункта // Новые формы дошкольного образования: преемственность семейного и общественного воспитания / Отв. ред. – М., 2008, № 2.
4. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М., 1978 г.