программа

Актуальность программы  и  методологическое обоснование

 

     Основным преимуществом детского сада является возможность для ребенка общаться со сверстниками. Не все дети имеют возможность посещать детские сады, в силу разных причин.  Круг общения многих “домашних” детей ограничивается родителями и родственниками. Со сверстниками они зачастую общаться не умеют. Да и общение с незнакомыми взрослыми может быть затруднительным для таких детей. Ребенку очень важно помочь почувствовать себя членом детского сообщества, облегчить его вхождение в мир. Дети должны научиться понимать, что проживание в мире сопряжено с выполнением целого ряда правил, с учетом мнения другого, уважением его прав. Все это является важным для дальнейшего полноценного развития ребенка. Даже, если ребёнок посещает дошкольное учреждение, у некоторых родителей возникают сложности в их воспитании. Это  во многом связано с недостаточной психолого-педагогической компетентностью родителей. Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день пособий по вопросам развития и воспитания дошкольников, они не могут решить проблемы каждой конкретной семьи, требующей индивидуального подхода. Существует проблема семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.  У таких детей есть постоянная потребность в общении с другими детьми и педагогами.  Особенно эта помощь нужна родителям детей, которые не посещают детский сад. Более компетентны в этом специалисты дошкольных образовательных учреждений. Они могут осуществлять прямой контакт с родителями, наблюдать развитие ребенка, получать “обратную связь” от родителей.  Многим семьям необходима консультативная помощь специалистов.

     В МКДОУ ЦРР-детском саду № 5 г. Россоши созданы условия и возможность для реализации программы.  Существенно пополнилась предметно-пространственная развивающая среда, имеются помещения для работы специалистов и проведения совместных мероприятий. 

Консультационный центр  предполагает взаимодействие между участниками, взаимный обмен опытом и знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствует углублению понимания и изменению их жизненных представлений. Основная категория родителей, которых ждут в консультативном центре  – это родители, дети которых не посещают ДОУ.

В Консультационном центре МКДОУ ЦРР - детского сада № 5 г. Россоши семьям, имеющим детей дошкольного возраста, не посещающим дошкольное образовательное учреждение, предоставляется методическая, психолого-педагогическая, диагностическая и консультативная помощь.

Не все дети дошкольного возраста охвачены дошкольным образованием по разным причинам. Это ставит их в неравные условия, появляется проблема обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования детьми из различных социальных групп и слоёв населения.

Именно поэтому задачи, которые ставят перед собой специалисты Консультационного центра, являются актуальными для нашего города и района. Специалисты оказывают консультативную помощь семьям, психолого-педагогическое просвещение родителей с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей, содействие в социализации дошкольников, обеспечение при поступлении в школу равных стартовых возможностей детям 5-8 лет, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, разработку индивидуального маршрута и рекомендаций по оказанию ребёнку возможной психолого-педагогической помощи, организации их специального обучения и воспитания в семье.

Значимость программы   для развития системы образования

 

В основу государственной политики в области образования положены идеи гуманизации и демократизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации (1993), Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. №273 – ФЗ, ФГОС ДО.  В документах отмечается, что под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности общества, государства. Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой её ступени – к системе дошкольного образования. Очередная насущная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования.

Целью вариативных форм дошкольного образования является реализация права каждого ребёнка  на качественное и доступное образование и предусматривает разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

Программа работы консультационного пункта направлена на решение задач по обеспечению государственных гарантий доступности качественного дошкольного и общего образования, достижения современного качества образования. Инновации в отрасли образования должны обеспечить условия для реализации этих приоритетных направлений. 

 

Направление программы

«Обеспечение доступности, повышение эффективности и качества образования».

 

Целью деятельности Консультационного центра является обеспечение доступности дошкольного образования, единства и преемственности семейного и общественного воспитания, повышения педагогической компетенции родителей (законных представителей), воспитывающих детей от 2 месяцев до 7 лет, в том числе детей с ОВЗ.

Задачи консультационного центра:

- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям), воспитывающим детей дошкольного возраста на дому, по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка;

- психолого-педагогическое просвещение родителей с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей;

- содействие в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;

- обеспечение равных стартовых возможностей детям 5-7 лет, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, при поступлении в школу;

- разработка индивидуального маршрута и рекомендаций по оказанию ребёнку возможной психолого-педагогической помощи, организации их специального обучения и воспитания в семье.

 

В работе Консультационного центра задействованы следующие кабинеты учреждения:

- Методический кабинет

- Кабинет учителя - логопеда

- Кабинет педагога – психолога

                   

- Музыкальный зал

- Тренажерный  зал

Формы работы с родителями:

индивидуальная (беседы, консультации, поручения, посещение на дому), подгрупповая (тренинги, родительские клубы) и групповая (родительские собрания, круглый стол, лектории, конференции, дни открытых дверей, вечера вопросов и ответов и др.).

В консультационном центре используются и нетрадиционные формы работы: сайт детского сада,фотовыставки, проведение акций, выпуски семейных стенгазет и плакатов, презентации, проведение мастер-классов, совместные прогулки и экскурсии, брошюры, буклеты и листовки.

 

 

Деятельность Консультационного центра регламентируется следующими нормативными документами и локальными актами учреждения

1. Закон 273 – ФЗ «Об образовании в РФ» (глава VII, статья 64)

2. Устав Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребёнка - детского сада № 5 г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.

3. Приказ ДОУ «Об организации консультационного  центра»

4. Положение о Консультационном центре ДОУ

5. Программа Консультационного центра на учебный год

6. План работы Консультационного центра

7. Образцы журналов

8.Тематика консультаций специалистов Консультационного центра

9. Договор о взаимных обязательствах  МКДОУ ЦРР - детского сада № 5  г. Россоши (Консультационный центр) и родителей воспитанников

Деятельность центра направлена на следующие целевые группы:

- родители (законные представители), семьи,  воспитывающие детей раннего возраста;

-родители (законные представители), воспитывающие детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения района по состоянию здоровья (дети с ОВЗ).

- родители (законные представители), воспитывающие детей предшкольного возраста (по вопросам подготовки к школе).

 

Порядок работы консультационного центра:

1.  Запись родителей на консультацию осуществляется по телефону у дежурного администратора.

2.  Прием родителей ведётся по предварительно составленному графику.

3.  Продолжительность консультации не менее 25 минут.

4.  После консультации родителей обеспечивают необходимой информацией.

5.  Количество специалистов в консультационном центре определяется штатным расписанием дошкольного образовательного учреждения.

6.  Ведутся онлайн-консультации.

Режим работы консультативного центра ДОУ:

Центр работает 1 раз в неделю, в соответствии с графиком, утверждённым приказом руководителя ДОУ, продолжительностью консультации не менее 25 минут. Предварительная запись на консультацию по телефону 8 (47396) 2-33-21

Механизм реализации программы

1 этап: Подготовительный

Задачи и содержание работы:

1.Организация деятельности КЦ на учебный год (приказ об организации деятельности консультационного центра).

2. Оформление рекламы и выход в ближайшие населенные пункты, информационное оповещение на сайте МКДОУ, в социальных сетях, изучение спроса родителей на организацию консультаций в консультационном центре.

4.Выбор творческой группы – назначение специалистов.

Результат:

Для обеспечения деятельности КЦ творческим коллективом был разработан пакет документов:

Договор о сотрудничестве ДОУ и родителей (законных представителей) детей, посещающих консультативный центр;

Анкеты для родителей;

Годовой план работы Консультативного центра на год;

Журнал предварительной записи родителей на консультацию к специалистам;

Журнал учёта работы Консультативного центра помощи семьям;

График работы специалистов.

 

2. этап: Основной - практический.

Содержание работы:

1. Для работы консультационного центра был подобран штат работников детского сада, реализующего основную образовательную программу дошкольного образования.

2. Определены помещения, подобран дидактический и наглядный материал.

3. Сформированные списки желающих посещать КЦ позволили определить возрастной диапазон детей – 1 года до 7 лет, нуждающиеся в помощи по коррекции речевого развития, и связанные с ним проблемы развития и воспитания, чтобы в дальнейшем спланировать и разработать актуальные темы практики семейного воспитания.

5. Разработка анкет и диагностики, которые позволяют выявить характер запросов родителей.

6. Выявили основные блоки консультационного центра:

- психолого-педагогическая помощь семьям при адаптации детей;

- консультативная помощь родителям;

- помощь семьям в вопросах социализации детей;

- помощь родителям по подготовке детей к школе;

- консультативная помощь родителям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Практикуется предварительная запись родителей к специалистам на консультацию по интересующей теме. Это позволяет подготовить квалифицированную консультацию.

Специалисты КЦ планируют свою работу на основании сведений, полученных из анкет для родителей и карт индивидуального развития ребенка (диагностика), стараясь подобрать наиболее эффективный метод оказания помощи, рекомендуют необходимую литературу, полезные упражнения, игры и игрушки для ребенка.

Педагоги проводят адаптационные занятия с детьми с 1 - 2 лет по подготовке детей к поступлению в ДОУ, а так же подготовка детей к школьному обучению детей с 6-7 лет, не посещающих ДОУ.

Учитель-логопед помогает определить уровень познавательно-речевого развития ребенка, показывает, как можно помочь ребенку избавиться от речевых недостатков, учит родителя и ребенка интересным речевым играм и упражнениям.

Координатор подскажет родителям различные приемы, игры, упражнения для познавательного и физического развития ребенка, проконсультирует по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Заведующий оказывают помощь при оформлении ребёнка в ДОУ, знакомят с нормативно-правовыми документами и локальными актами ДОУ, дают советы по вопросам оформления льгот при оплате за детский сад, помогают решать любые спорные вопросы.

Кроме этого специалистами ведется работа:

-по созданию банка педагогических знаний специалистами и педагогами детского сада;

-по подбору диагностических методик участниками проекта для работы с родителями;

-по оформлению и регистрации журнала предварительной записи родителей на консультацию к специалистам;

-по обучению различным развивающим коррекционным технологиям в процессе проведения семинаров-практикумов.

На данном этапе происходит разработка и накопление научно-методического материала, его применение на практике, апробация новых технологий и внедрение практического опыта, который представлен различными формами взаимодействия с родителями:

- разработка памяток, буклетов, рекомендаций для родителей;

- организация “Дней открытых дверей” для родителей;

- проведение семинаров-практикумов, тренингов специалистами;

- проведение совместных с родителями праздников и досугов, участие в выставках, фотовыставках, конкурсах;

- формирование библиотеки для семейного самообразования;

- организация "телефона доверия”.

Родители получают помощь в индивидуальном подборе игр, занятий, видов деятельности, в наибольшей степени способствующих развитию ребенка, знакомятся с дидактическими играми, развивающими внимание, память, воображение, мелкую моторику.

В Консультационном центре ведётся работа и с детьми: игровое взаимодействие, тематические беседы, коррекционно - развивающая работа, творческие лаборатории, мониторинг, психолого-педагогическое сопровождение детей с различными отклонениями, совместные праздники и выставки творческих работ.

 

3 этап: Аналитический.

На заключительном этапе реализации предполагается мониторинг изучения психологической безопасности образовательной среды, скриниг-диагностика готовности детей к обучению в школе, мониторинг изучения уровня удовлетворённости качеством деятельности ДОУ, определение проблемы в системах «Родитель-Ребёнок», «Родитель-Взрослый».

Планируется:

- разработка рекомендаций для всех участников образовательного процесса ДОУ по коррекции взаимоотношений.

- Определение рейтинга ДОУ по качеству подготовки детей к школе.

 

 

Функциональные обязанности специалиста КЦ

 

Цель деятельности специалиста КЦ: оказание адресной педагогической помощи семьям, воспитывающим детей раннего и предшкольного возраста на дому, а также посещающим образовательные организации и нуждающиеся в помощи специалистов.

 

Задачи деятельности специалиста КЦ:

·      Обеспечение индивидуального психолого - педагогического сопровождения семей;

·      Обогащение воспитательно-образовательного потенциала семей;

·      Своевременное выявление детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии.

 

Функции деятельности КЦ:

·      аналитическая

·      консультативная

·      диагностическая

·      информационная

·      методическая.

·      координационно - организационная

 

Формы организации деятельности КЦ:

·      Диагностика и составление индивидуальных программ развития детей;

·      Информирование об услугах ДОУ;

·      Индивидуальные и групповые (очные) консультации;

·      Дистанционное консультирование;

·      Совместные с родителями тренинги, дискуссии;

·      Диагностические занятия с ребёнком в присутствии родителей;

·      Совместные занятия с родителями и с детьми;

·      Совместные семейные досуги;

·      Использование ключевых ситуаций по созданию условий для игровой деятельности и воспитанию детей в семье.

Кадровое обеспечение

руководитель консультационного центра, координатор,  учитель – логопед, педагог – психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра.

 

Методический и кадровый потенциал образовательной организации

 

Количество специалистов

В том числе в возрасте 29 – 45 лет

Количество узких специалистов (логопед, психолог и др.)

В том числе в возрасте 29 – 45 лет

Педагоги высшей категории, победители конкурсов и т.д.

Штатные сотрудники

23

18

6

5

Педагоги высшей категории - 4 , победители муници-

пальных конкурсов

4

Совместители

-

-

-

-

-

 

Квалификационный уровень сотрудников Консультационного центра

№ п\п

Ф.И.О. сотрудника

Должность, образование

Стаж

работы

Квалифика-ционная категория

Функционал специалиста в проекте организации-заявителя

1.

Муратова Марина Николаевна

руководитель консультационного центра, заведующий МКДОУ ЦРР – детским садом №5 г.Россоши , высшее образование

16 л.

СЗД

Создание материально-технической базы, реконструкция сайта, установка программного обеспечения, мониторинг реализации проекта.

2.

Неровная Людмила Николаевна

координатор, заместитель заведующего по УВР,  высшее образование

22 г.

-

Разработка методических материалов, помощь в подготовке продуктов проекта. Создание информационной базы ДОУ.

3.

Бондаренко Оксана Владимировна

Старший воспитатель, высшее образование

10 л

I КК

 

Разработка методических материалов, подготовка и проведение консультативной, диагностической, профилактической, коррекционной форм работы с родителями. Оказание помощи родителям к подготовке детей к обучению в школе.

4.

Чапурина Марина Михайловна

Педагог - психолог, высшее образование

18 л

I КК

5.

Ковалева Анна Васильевна

Учитель – логопед, высшее образование

8 л

ВКК

6.

Мандрыкина Светлана Васильевна

Учитель – логопед, высшее образование

8 л

I КК

7.

Мясникова Татьяна Ивановна

Инструктор по физической культуре, среднее профессиональное образование

40 л

I КК

Разработка методических материалов, подготовка и проведение консультативных и практических форм работы с родителями. Оказание помощи родителям к подготовке детей к обучению в школе. Оказание адресной педагогической помощи родителям.

8.

Куделина Марина Сергеевна

Музыкальный руководитель, высшее

4 г

IKK

Разработка методических материалов, подготовка и проведение консультативных и практических форм работы с родителями. Оказание помощи родителям к подготовке детей к обучению в школе. Оказание адресной педагогической помощи родителям.

 

9.

Волгушева Юлия Николаевна

Музыкальный руководитель, высшее

6 л

IKK

Разработка методических материалов, подготовка и проведение консультативных и практических форм работы с родителями. Оказание помощи родителям к подготовке детей к обучению в школе. Оказание адресной педагогической помощи родителям.

10.

Лымарева Ольга Иванова

Медицинская сестра, высшее

22 г

-

Консультирование по вопросам питания, режиму дня, оздоровления и профилактики детской заболеваемости.

 

Организация  помощи  родителям  (законным представителям)  в  консультативном  центре  строится  на основе  интеграции  деятельности  специалистов:

- учитель – логопед (выявляет уровень познавательно-речевого развития  ребенка (обследование), координирует родителей в оказании помощи  ребенку в коррекции речевых недостатков и целью профилактики (консультации, практикумы), рекомендует (показывает) родителям и ребенку интересные игры и упражнения по речевому развитию  (практикумы), речевые упражнения.

- педагог – психолог (выявляет эмоционально-личностные проблемы, определят  уровень  развития  познавательных процессов  (внимания,  память,  мышление, воображение и др.), анализирует детско-родительские отношения, проводит   диагностическое  обследование  уровня психологической  готовности  ребенка  к  обучению  в школе).

- инструктор по физической культуре (пропагандирует  здоровый   образ  жизни  у  детей  и взрослых, рекомендует  подвижные  игры  в  помещении  и  на улице, спортивные упражнения).

- медицинская сестра (оказывает   помощь  в  составлении  режима  дня  и организации правильного питания ребенка, дает   рекомендации   по  вопросам  профилактики различных    заболеваний:  ОРВИ,  гриппа,  острых вирусных инфекций, инфекционных заболеваний).

 

 

Мероприятия консультационного центра

№ п/п

Мероприятие

Исполнители

Ожидаемый результат

 

1. Пополнение нормативной базы Консультационного центра

 

1.

Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним:

а) обновление фонда методических материалов;

б) создание страницы на сайте ДОУ;

в) предоставление массовой и индивидуальной информации о воспитании, обучении и развитии дошкольников.

Зам. заведующего по УВР,

специалисты

Доступность и востребованность информации всеми участниками образовательного процесса

 

2.

Участие Консультационного центра в работе Интернет-конференций, расширение круга сотрудничества с Консультационными центрами России

Зам. заведующего по УВР,

педагоги

Повышение темпов инновационного развития Консультационного центра

 

2.Формирование фонда Консультационного центра

 

1.

Разработка плана меро­приятий по совершенство­ванию технологий консультирования на базе использо­вания современных компь­ютерных средств

Старший воспитатель

 

 

Повышение эффективности работы Консультационного центра

 

2.

Создание и поддержание комфортных условий для семей.

Зам. заведующего по УВР,

педагоги

 

3.Расширение объема   консультационных услуг на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий.

 

1.

Участие в проведении со­вместных проектов, акций, пре­зентаций, выставок

Зам. заведующего по УВР, старший воспитатель,

педагоги

Повышение эффективности работы Центра

 

 

 

 

 

2.

Размещение информации в средствах массовой информации,  ведение информаци­онного стенда, создание буклетов, проведение фотовыста­вок в целях рекламы предос­тавления консультационных услуг

 Старший воспитатель

Увеличение численности обратившихся к услугам Консультационного Центра

 

 

4. Продвижение, передача и распространение опыта

Консультационного центра.

 

 

1

- эстетическое оформление Консультационного центра;

- реклама о деятельности Консультационного центра;

- взаимодействие с Консультационными центрами района;

- проведение вебинаров, семинаров в рамках сетевого взаимодействия.

 

 Старший воспитатель

Расширение сферы деятельности Консультационного центра

                   

 

Наш детский сад в рамках работы в Консультационном центре, активно сотрудничает со следующими учреждениями:

-   ТПМПК;

- Районная детская поликлиника;

- образовательные организации города и района.

Для отработки новых технологий и модернизации содержания образования» с целью реализации образовательных программ в сетевой форме заключен договор о сетевом взаимодействии с

  

 

Перспективные идеи, обеспечивающие  деятельность центра, на качественно новом уровне:

-  планируется повышение квалификации сотрудников центра;

- привлечение медицинских работников для работы в консультационном центре;

- повышение материально - технической базы центра;

- организация он-лайн записей на консультации, организация и проведение вебинаров для родителей.

Распространение инновационного опыта в рамках реализации новых организационно-экономических моделей и стандартов в дошкольном образовании, наработка положительного опыта модернизации образовательного процесса в дошкольном учреждении, внедрение эффективных технологий дошкольного образования, сделало Консультационные центры востребованными в системе дошкольного образования.

        Благодаря работе консультационного центра мы сможем охватить большее количество детей, не посещающих детский сад, произойдет безболезненная адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада, успешная социализация дошкольников, не посещающих детский сад, тесное сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением является важным и необходимым условием внедрения ФГОС  ДО.

Семья и детский сад должны быть тесно взаимосвязаны в рамках единого образовательного пространства, необходимо сотрудничество между педагогами и родителями на протяжении всего дошкольного детства, должно быть реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Эффективность работы консультативного центра в первую очередь   связана с профессионализмом его сотрудников, их искренним желанием успешно развиваться, умением вступать в контакт с родителями, найти к ним и их детям индивидуальный подход.

ФГОС ДО и область раннего развития становится полноценным уровнем образования – первым, базовым уровнем образовательной системы. В связи с этим особое развитие  получила служба по присмотру, уходу и образованию детей раннего возраста – от 0 до 3, 5 лет. Бурно развивается ясельная  педагогика, а также различные формы поддержки родителей на этапе раннего развития. Поэтому важно, чтобы каждый родитель имел представления о ребенке и его развитии, о его образовании.

Консультирование  является во многом тонкой и деликатной работой с системой убеждений и ценностей родителей, которое консультант должен понимать и уважать.   Бесплатное консультирование в центре, где семьи, родители могут получить квалифицированную  помощь в решении любых проблем, связанных с воспитанием и уходом за детьми, в том числе на анонимной основе,  является эффективной и перспективной формой работы с родителями (законными представителями)  задумывающимися о развитии и образовании своего ребёнка.

Критерии оценки эффективности результатов деятельности работы КЦ:

·      Статистика количества семей, обратившихся за помощью к специалистам КЦ ДОУ.

·      Банк данных, не охваченных системой дошкольного образования детей в селе (по близлежащим населенным пунктам).

·      Обобщённый методический материал по работе с семьями.

·      Оценка деятельности ДОУ родителями и социумом.

Эффекты реализации программы

Участники проекта

Эффекты реализации проекта

Дети

·                    Гармоничное развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности ребенка.

·                    Раскрытие творческого потенциала дошкольника.

 

Родители

·                    Оптимизация детско-родительских отношений.

·                    Повышение роли семьи в воспитании и развитии ребенка.

·                    Повышение информированности родителей по вопросам воспитания и развития детей.

 

Педагоги

·                    Умение работать в команде.

·                    Овладение современными технологиями консультативной помощи родителям (законным представителям), осуществляющих воспитание детей в форме семейного.

·                    Овладение дистанционными формами  взаимодействия с родителями по вопросам развития, обучения и воспитания детей.

 

 

ДОУ

 

·   Повышение рейтинга ДОУ в образовательном пространстве города.

·   Модернизация образовательной среды ДОУ путем внедрения новых технологий и направлений работы с родителями, обогащения современными методическими пособиями,  оборудованием и материалами для организации консультативной деятельности.

·   Создание странички на сайте ДОУ, посвящённой деятельности консультативного центра.

·   Повышение эффективности и качества предоставляемых образовательных услуг родителям (законным представителям).

·                    Создание безбарьерной образовательной среды.

 

Другие ДОУ

·                    Возможность использовать опыт работы консультационного центра ДОУ

·                    Возможность направлять родителей на консультацию в ДОУ.

·                    Возможность получить консультацию специалистов ДОУ педагогами других ДОУ.

 

 

Список литературы

 

1.      Галахова С. К.; Мин-во образ. Ряз. обл.,Обл. гос. бюдж. образов. учр-е доп. профессион. образ-я «Ряз. институт развития образования». – Рязань, 2012. –59 с.

2.      Попова Л.В. Организация работы консультативного пункта // Новые формы дошкольного образования / Ответ. ред. Л. Е. Курнешова. – М., 2007, №1. - С.15-24.

3.      Стручкова Г.И. Основные направления социально – педагогической работы с детьми в условиях консультативного пункта // Новые формы дошкольного образования: преемственность семейного и общественного воспитания / Отв. ред. – М., 2008, № 2.

4.      Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М., 1978 г.