Образовательная деятельность

.

 

 

 

 

 Краткая презентация образовательной программы

 МКДОУ ЦРР - детский сад № 5 г. Россоши в соответствии с ФГОС ДО.

 

Программа направлена на разностороннее развитие детей с 2 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Программа определяет объём, содержание, организацию и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования),

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и направленона реализацию задач пяти образовательных областей:

-        социально-коммуникативное развитие;

-        познавательное развитие; речевое развитие;

-        художественно-эстетическое развитие;

-        физическое развитие.

Участники     образовательной       деятельности: дети,  родители (законные представители), педагогические работники ДОУ. Образовательная деятельность в ДОУ осуществляется на русском языке. Образовательная деятельность строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть). Обязательная часть Программы отражает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти образовательных областях.     Обязательная часть разработана на основе программы «Детство»:  Примерной образовательной программы дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

Вариативная часть (часть, формируемая участниками образовательных отношений)реализуется посредством парциальных программ

Реализация задач осуществляется в совместной деятельности педагога и детей, в самостоятельной деятельности детей. Организованная образовательная деятельностьсдетьмипроводитсявформе  образовательных ситуаций. Образовательная деятельность носит интегративный, проблемно-игровой характер, предполагают познавательное общение воспитателя и детей, самостоятельность детей и личностнориентированный подход педагога.

Программой предусмотрена система мониторинга динамики личностного развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения, включающая педагогическую диагностику.

ДОУ осуществляет работу по интеграции общественного и семейного воспитания детей со следующими категориями родителей: с семьями воспитанников детского сада;  с  семьями, имеющими  детей дошкольного возраста, не посещающих детский сад.

МКДОУ ЦРР – детский сад № 5 г.Россоши –участник инновационной площадки «Проблема преемственности дошкольного и начального образования на основе краеведческого материала. Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса отражает наличие приоритетных направлений деятельности ДОУ, а также и специфику национально-культурных, демографических и климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. В связи с этим особо актуальной становится проблема работы с детьми в области краеведения. Для организации образовательной деятельности с детьми по краеведению в ДОУ создана необходимая предметно-развивающая среда: создан музей «Русская изба», оборудованы центры по патриотическому воспитанию, в том числе и краеведению.

МКДОУ ЦРР – детский сад № 5 г. Россоши реализует образовательные дополнительные услуги (бесплатные) в форме культурных практик (кружковой работы), целью которой является всестороннее развитие дошкольника, раскрытие его творческих возможностей и способностей.

Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей осуществляется в группах компенсирующей направленности для детей 5-7 лет с фонетико – фонематическим и общим недоразвитием речи.

Содержание образовательной деятельности в группах компенсирующей направленности полностью соответствует содержанию программ по коррекции нарушений речи. Выбор программы осуществляется в соответствии с возрастом детей и диагнозом их речевых нарушений. Комплектование групп компенсирующей направленности осуществляется психолого – медико – педагогической комиссией (ПМПК). Срок освоения программ – от одного до трёх лет в зависимости от времени зачисления ребёнка компенсирующей направленности и от тяжести речевого дефекта.

Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, включает распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации предметно-пространственной среды.

Материально-техническое  оснащение     ДОУ   соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормамсоответствует правилам пожарной безопасности, способствует качественной реализации Программы.

Деятельность  по  реализации  Образовательной  программы  осуществляется  в  восьми  групповых  помещениях,  оборудованных спальнями и дополнительных помещениях (музыкальный зал, тренажёрный зал, кабинеты учителя-логопеда и педагога – психолога, информационно – методический кабинет).

На  территории  детского  сада  также  имеются  условия  для  организации  детских  видов деятельности.  Имеются  игровые площадки, оборудованные теневыми навесами и малыми игровыми формами. Физкультурная площадка разделена на две зоны: тренировочная площадка (имеющая стационарное оборудование для лазания и прыжков, беговую дорожку) и две площадки спортивного назначения (баскетбол, волейбол, футбол) . Оборудованы и функционируют в течение года детская «Метеорологическая площадка», «Экологическая тропа», «Сказочная аллея» и познавательно - игровая площадка «Автогородок». Большое внимание коллективом  уделено организации опытно – экспериментальной и трудовой деятельности детей на мини – огородах и клумбах.

         Режим строится в строгом соответствии  с  санитарно-гигиеническими требованиями.

Сан ПиН 2.4.1.3049-13 и скорректирован с учётом климата (тёплого и холодного периода)Режим работы ДОУ – пятидневный, с 12-часовым пребыванием детей.

 

  

1.  Целевой раздел  

1.1.  Пояснительная записка  

1.2.  Введение  

1.3.  Цели  и  задачи  реализации  адаптированной  программы  для  детей  –

инвалидов и детей с ОВЗ

1.4.  Принципы и подходы к реализации программы  

1.5.  Особенности развития детей  

1.6.  Планируемые  результаты  как  целевые  ориентиры  освоения

воспитанниками программы

 1.6.1.  Требования ФГОС ДО  к целевым ориентирам     

2.  Содержательный раздел  

2.1.   Особенности  образовательной  деятельности  разных  видов  и

культурных практик в обязательной части программы

 2.1.1.  Описание  образовательной  деятельности  в  соответствии  с

направлениями развития ребёнка

 2.3.  Описание форм, способов, методов и средств реализации программы  

2.4.  Способы и направления поддержки детской инициативы  

2.5.  Особенности  взаимодействия  педагогического  коллектива  с  семьями

воспитанников

 2.6.  Психологическое сопровождение образовательного процесса  

2.7.  Описание  образовательной  деятельности  по  профессиональной

коррекции нарушений развития детей 

 3.  Организационный раздел  

3.1.  Описание материально-технического обеспечения программы  

3.2.  Сведения  об  обеспеченности  методическими  материалами  и

средствами обучения и воспитания

 3.3.  Режим дня  

3.4.  Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды  

3.5.  Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

1.1. Пояснительная записка

  Развитие  современного  общества  предъявляет  новые  требования  к  дошкольным

образовательным учреждениям, к организации воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию основных и парциальных программ, результатам и результативности их деятельности.

Данная программа разработана на основе:

-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

-Конвенцией о правах ребенка ООН;

-Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и

организации режима работы в дошкольных образовательных организаций (Постановление от 15мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»)

-Федерального  государственного  образовательного  стандарта  дошкольного  образования  (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155)

-Порядка  организации  и  осуществления  образовательной  деятельности  по  основным общеобразовательным  программам  –  образовательным  программам  дошкольного  образования»

(Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014)

-Устава. 

 Программа  определяет  содержание  и  организацию  воспитательно-образовательного  процесса  для детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  и  направлена  на  создание  в  учреждении специальных  условий  воспитания, обучения,  позволяющих  учитывать  особые  образовательные потребности    детей  – инвалидов  и  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

  При воспитании и обучении детей – инвалидов и детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных  психофизическими  особенностями:  стойкое  нарушение  познавательной деятельности,  недоразвитие  высших  познавательных  функций,  конкретность  и  поверхностность мышления,  несформированность  всех  операций  речевой  деятельности,  нарушение  словесной регуляции  поведения,  незрелость  эмоционально-волевой  сферы,  несформированность произвольности  и  целенаправленности  всех  видов  деятельности,  низкая  работоспособность. Поэтому разработка  адаптированной  коррекционной  программы,  учитывающей  специфику  воспитания  и обучения детей нашего учреждения, является актуальной. Коррекционная программа рассчитана на детей – инвалидов  и детей с ОВЗ в возрасте от 2 до 7 лет.

Новизна программы заключается в следующем:

-разработаны рабочие  программы педагога-психолога  по работе с  детей – инвалидов  и детьми ОВЗ (Приложение);

-составлен  перспективный план работы педагога-психолога.

Данная  программа  обеспечивает  осуществление  образовательного  процесса  в  двух  основных организационных моделях:

-совместная деятельность педагога и ребенка (индивидуальная, подгрупповая);

-максимально возможная самостоятельная деятельность ребенка.

 

1.2. Введение.

 

Настоящая адаптированная программа предназначена для работы с детьми – инвалидами и с детьми с ОВЗ дошкольного возраста (2 – 7 лет). Программа содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательной работы с детьми по всем образовательным областям, обеспечивающим  разностороннее  развитие  дошкольника  и  подготовку  его  к  дальнейшему школьному  обучению.  Программа  построена  с  учетом  общих  закономерностей  развития  детей дошкольного  возраста  и  направлена    на  обеспечение  разностороннего  развития  детей на основе изучения их возрастных возможностей. В  программе  представлены  организация  и  содержание  коррекционно-воспитательной  работы  с  учетом  уровня  психического  развития  ребенка  -  инвалида,  структуры дефекта, индивидуальных особенностей. 

Программа рассчитана на выполнение во всем объеме при полном сроке пребывания детей в дошкольном  учреждении  (не  менее  4  лет),  наличии  необходимой  материальной  базы  и соответствующе  квалификации  педагогов. 

1.3. Цели и задачи программы.

Цель программы – создание условий для всестороннего развития ребенка – инвалида и для детей   с  ограниченными  возможностями  здоровья  (ОВЗ)  в  целях  обогащения  его  социального  опыта  и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Задачи, решение которых необходимо для реализации цели:

1.  охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их 

эмоционального благополучия;

2.  обеспечение  равных  возможностей  для  полноценного  развития  каждого  ребёнка  в    период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации языка, социального статуса, психофизиологических  и  других  особенностей  (в  том  числе  ограниченных  возможностей здоровья);

3.  обеспечение  преемственности  целей,  задач  и  содержания  образования,  реализуемых  в  рамках образовательных программ различных уровней;

4.  создание  благоприятных  условий  развития  детей  в  соответствии  с  их  возрастными  и индивидуальными  особенностями  и  склонностями,  развитие  способностей  и  творческого потенциала  каждого  ребёнка  как  субъекта  отношений  с  самим  собой,  другими  детьми, взрослыми и миром;

5.  объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6.  формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, физических, интеллектуальных качеств, инициативности,  самостоятельности  и  ответственности  ребёнка,  формирование  предпосылок учебной деятельности;

7.  формирование  социокультурной  среды,  соответствующей  возрастным,  индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

8.  обеспечение  психолого-педагогической  поддержки  семьи  и  повышение  компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Специальные (коррекционные задачи):

 

1.  Обеспечение  коррекции  нарушений  развития  детей  -  инвалидов  и  для  детей    с ограниченными  возможностями  здоровья  (далее  обучающиеся),  оказание  им квалифицированной помощи в освоении программы.

2.  Освоение  обучающимися  детьми  программы,  их  разностороннее  развитие  с  учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

1.4. Принципы и подходы к формированию программы.

Программа строится на основании принципов дошкольного образования:

1.  полноценное  проживание  ребёнком  всех  этапов  детства  (младенческого,  раннего  и     дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2.  построение  образовательной  деятельности  на  основе  индивидуальных  особенностей  каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3.  содействие  и  сотрудничество  детей  и  взрослых,  признание  ребенка  полноценным  участником (субъектом) образовательных отношений;

4.  поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5.  сотрудничество организации с семьёй;

6.  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7.  формирование  познавательных  интересов  и  познавательных  действий  ребенка  в  различных видах деятельности;

8.  возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9.  учёт этнокультурной ситуации развития детей.

 

1.4.1.  Реабилитационная  работа  с обучающимися строится с учетом следующих принципов:

 

1.  Принцип  единства  развития  и  коррекции,  который  означает,  что  коррекционная  работа

осуществляется только на основе  анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, с

учетом возрастных закономерностей развития и характера нарушений;

2.  Принцип  единства  диагностики  и  коррекции  развития,  который  предполагает,  что  цели  и

содержание коррекционной работы могут определяться на основе комплексного, системного,

целостного, динамического изучения ребенка;

3.  Принцип  взаимосвязи  коррекции  и  компенсации  показывает,  что  система  коррекционной работы  призвана  компенсировать  нарушения  в  развитии  и  направлена  на  реабилитацию  и социальную адаптацию ребенка с проблемами;

4.  Принцип  учета  возрастных  психологических  и  индивидуальных  особенностей  развития определяет  индивидуальный  подход  к  ребенку  и  построение  коррекционной  работы  на  базе основных  закономерностей  психического  развития  с  учетом  сенситивных  периодов, понимания  значения  последовательных  возрастных  стадий  для  формирования  личности ребенка;

5.  Принцип  комплексности  методов  психолого-педагогического  воздействия  позволяет  оказать помощь ребенку и его родителям;

6.  Принцип  личностно-ориентированного  и  деятельностного  подходов  в  осуществлении коррекционной  работы  предполагает  выбор  и  построение  материала  исходя  из индивидуальных  особенностей  с  учетом  потребностей  и  потенциальных  возможностей,  с опорой на значимый вид деятельности для ребенка;

7.  Принцип  оптимистического  подхода  в  коррекционной  работе  предполагает  организацию атмосферы успеха для ребенка, веру в ее положительный результат, поощрение его малейших достижений;

8.  Принцип  активного  привлечения  ближайшего  окружения,  т.к.  ребенок  является  субъектом целостной  системы  социальных  отношений  и  успех  коррекционной  работы  зависит  от сотрудничества с родителями. 

 

1.4.2.Программа основывается на следующих научно обоснованных подходах: 

 

1.  Культурно-исторический  подход  к  развитию  человека  (Л.  С.  Выготский)  определяет  ряд принципиальных  положений  программы  (необходимость  учёта  интересов  и  потребностей ребёнка дошкольного возраста, его зоны ближайшего развития, ведущей деятельности возраста; понимание  взрослого  как  главного  носителя  культуры  в  процессе  развития  ребёнка; организацию образовательного процесса в виде совместной деятельности взрослого и детей и др.).

2.  Деятельностный  подход  предполагает  активное  взаимодействие  ребёнка  с  окружающей  его действительностью,  направленное  на  её  познание  и  преобразование  в  целях  удовлетворения потребностей.  Любая  человеческая  деятельность  включает  в  себя  ряд  структурных компонентов:  мотив,  цель,  действия,  продукт,  результат.  Выпадение  хотя  бы  одного  из  них размывает  понятие  деятельности.  Поэтому  образовательный  процесс  должен  быть  построен таким  образом,  чтобы  каждый  ребёнок  не  просто  осуществлял  видимую,  операциональную сторону  деятельности,  но  был  при  этом  активно-положительно  мотивирован  на  достижение

цели, добивался ожидаемого результата. Только в этом случае можно вести речь о реализации деятельностного подхода. 

3.  Личностный  подход  в  широком  значении  предполагает  отношение  к  каждому  ребёнку  как  к самостоятельной  ценности,  принятие  его  таким,  каков  он  есть.  Практические  выходы личностного подхода: приоритетное формирование базиса личности ребёнка; мотивация всего образовательного процесса: ребёнок  усваивает образовательный материал только тогда, когда тот  для  него  из  объективного  (существующего  независимо  от  человека)  становится субъективным  (личностно  значимым);  утверждение  в  образовательном  процессе  субъект-субъектных (партнёрских) отношений между взрослыми и детьми.

4.  Культурологический  подход  ориентирует  образование  на  формирование  общей  культуры ребёнка, освоение им общечеловеческих культурных ценностей. 

5.  Общенаучный системный подход позволяет рассматривать Программу как систему, в которой все  элементы  взаимосвязаны.  Один  из  главных  признаков  этой  системы  −  её  открытость.

Программа  не  догма,  а  документ  рамочного  характера,  в  котором  «возможны  варианты»  −

изменения, дополнения, замены.

Программа  основывается  также  на  универсальных  ценностях,  зафиксированных  в  ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции ООН о правах ребёнка, в которых установлено право  каждого  ребёнка  на  качественное  образование,  на  развитие  личности,  на  раскрытие индивидуальных способностей и дарований; образовательная деятельность ДОО должна строиться на  уважении  к  личности  ребёнка,  к  родителям  как  первым  воспитателям  и  к  укладу  семьи  как первичного места социализации ребёнка.

1.5. Особенности развития обучающихся  детей.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "исключительные дети". В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.

Выгодский отмечал необходимость включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта.  

По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:

1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);

2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

Существуют причины появления детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:

- пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность;

- натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;

- постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.

2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, СПИД.

 

 

1.6. Планируемые результаты освоения программы

Целевые  ориентиры  дошкольного  образования  (ЦО)  -  представляют  собой  социально  – нормативные  возрастные  характеристики  возможных  достижений  ребёнка  на  этапе  завершения уровня  ДО;  определяются  независимо  от  форм  реализации  программы,  а  также  от  её  характера, особенностей  развития  детей  и  видов  организации,  реализующей  программу;  не  подлежат непосредственной  оценке,  в  том  числе  в  виде  педагогической  диагностики  (мониторинга),  не являются основой объективной оценки подготовки детей.

1.6.1. Требования ФГОС к целевым ориентирам в обязательной части программы

Целевые ориентиры образования для обучающихся детей:

1.  Интересуется  окружающими  предметами  и  активно  действует  с  ними;  эмоционально вовлечён  в  действия  с  игрушками  и  другими  предметами,  стремится  проявлять  настойчивость  в достижении результата своих действий;

2.  Стремится  к  общению  со  взрослыми  и  активно  подражает  им  в  движениях  и  действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;

3.  Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

4.  Обладает  интересом  к  стихам,  песням  и  сказкам,  рассматриванию  картинок,  стремится двигаться  под  музыку;  эмоционально  откликается  на  различные  произведения  культуры  и искусства;

5.  У  ребёнка  развита  крупная  моторика;  он  стремится  осваивать  различные  виды  движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.);

6.  Овладевает  основными  культурными  способами  деятельности,  проявляет  инициативу  и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе участников по совместной деятельности.

7.  Обладает  установкой  положительного  отношения  к  миру,  к  разным  видам  труда,  другим людям  и  самому  себе,  обладает  чувством  собственного  достоинства;  активно  взаимодействует  со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя; старается разрешать конфликты.

8.  Различает  условную  и  реальную  ситуации,  умеет  подчиняться  разным  правилам  и

социальным нормам;

9.  Ребенок  владеет  доступными  ему  методами  выражения  мыслей  и  желаний  (тактильная азбука, жесты) и использует их для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

10.  У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

11.  Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

12.  Ребёнок  проявляет  любознательность,  обладает  элементарными  знаниями  о  себе,  о природном и социальном мире, в котором он живёт; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики.

 

 

 

II.  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

 

2.1.  Особенности  образовательной  деятельности  разных  видов  и  культурных  практик  в обязательной части программы .

2.1.1.  Описание  образовательной  деятельности  в  соответствии  с  направлениями  развития ребёнка.

Образовательная программа МКДОУ ЦРР – детского сада №5 г. Россоши  разработана на основе ФГОС дошкольного образования  и  предполагает  комплексность  подхода,  обеспечивая  развитие  детей  во  всех  пяти   образовательных  областях:  социально-коммуникативное  развитие, познавательное  развитие,  речевое  развитие,  художественно-эстетическое  развитие,  физическое развитие. 

                 

  Образовательные области

-Социально-коммуникативное развитие 

 1.Усвоение  норм  и  ценностей,  принятых  в обществе,  включая  моральные  и  нравственные ценности;

2. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, доступными ему способами;

3.  Становление  самостоятельности, целенаправленности  и  саморегуляции

собственных действий;

4.  Развитие  социального  и  эмоционального интеллекта,  эмоциональной  отзывчивости, сопереживания;

5.  Формирование  готовности  к  совместной деятельности со сверстниками;

6.  Формирование  уважительного  отношения  и чувства  принадлежности  к  своей  семье  и  к сообществу детей и взрослых в организации;

7.  Формирование  позитивных  установок  к различным видам труда и творчества;

8.  Формирование  основ  безопасного  поведения в быту, социуме, природе;

9.  Развитие  у  детей  творческого  игрового воображения,  способности  перевоплощаться  в образы  реальных  и  сказочных  персонажей, использовать  разные  средства  для  передачи:

•  нормы и ценности 

•  социальное окружение 

•  игра 

•  безопасность 

•  труд  многообразных явлений действительности

-  Познавательное развитие

1. Развитие интересов  детей, любознательности и познавательной мотивации

2.  Формирование  познавательных  действий, становление сознания

3.  Формирование  первичных  представлений  о  себе,  других  людях,  объектах  окружающего мира,  о  свойствах  и  отношениях  объектов окружающего  мира  (форме,  цвете,  размере, материале,  ритме,  темпе,  количестве,  числе, части  и  целом,  пространстве  и  времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

4.  Формирование  первичных  представлений  о планете  Земля  как  общем  доме  людей,  об особенностях её природы, многообразии стран и народов.

 

-  Речевое развитие 

1.  Овладение    русской  речью  как  средством общения и культуры; 

2.  Формирование  словарного  состава  речи, которое  заключается  в  планомерном  развитии значений слов и словосочетаний;

3.  Активизация  различных  речевых  умений  в условиях реальных ситуаций общения;

4.  Развитие  разнообразных  видов  речевой деятельности (говорения, чтения, письма, слухо-зрительного восприятия, слушания)

5.  Формирование  и  развитие  навыков восприятия  (на  слухо-зрительной  и  слуховой основе) и воспроизведение устной речи;

6.  Знакомство  с  книжной  культурой,  детской литературой,  понимание  на  слух  текстов различных жанров детской литературы;

•  ознакомление  с художественной литературой 

 

- Художественно-эстетическое развитие

1.  Развитие  предпосылок  ценностно  – смыслового  восприятия  и  понимания произведений искусства, мира природы;

2.  Становление  эстетического  отношения  к окружающему миру

3.  Восприятие  художественной  литературы, фольклора

4.  Стимулирование сопереживания персонажам  художественных произведений

5.  Реализация самостоятельной творческой  деятельности  детей  (изобразительной,

конструктивно-модельной, музыкальной )

 

- Физическое развитие

1.  Приобретение  опыта  в  следующих  видах поведения  детей:  двигательном,  в  том  числе связанном  с  выполнением  упражнений, направленных  на  развитие  таких  физических качеств,  как  координация  и  гибкость; способствующих  правильному  формированию опорно-двигательной  системы  организма, развитию  равновесия,  координации  движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также :

•  физическая культура 

•  здоровье 

 с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением  основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

2.  Становление  целенаправленности  и саморегуляции в двигательной сфере;

3.  Становление  ценностей  здорового  образа жизни,  овладение  его  элементарными  нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании,  при  формировании  полезных привычек);

4.  Коррекция  моторного  и  физического развития.

 Конкретное  содержание  данных  образовательных  областей  зависит  от  возраста  детей  и реализуется в определённых видах деятельности:

 

Возраст. Виды деятельности

Дошкольный 

(3  года  –  8 лет):

- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

- коммуникативная – общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками;

- познавательно-исследовательская – исследование объектов окружающего мира и

экспериментирование с ними;

- восприятие художественной литературы и фольклора;

- самообслуживание и элементарный бытовой труд (самообслуживание, бытовой

труд в помещении и на улице);

- конструирование из различных материалов (конструкторов, модулей, бумаги,

природного и иного материала);

- изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

- музыкальная (восприятие смысла музыкальных произведений, музыкально-

ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

- двигательная (овладение основными видами движений).

 

Методической базой программы является примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» (под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З.А.. Михайловой .

Организация  жизни  и  деятельности  детей  осуществляется  в  двух  основных  моделях организации  образовательного  процесса  –  совместной  деятельности  взрослого  и  детей (непосредственно организованная образовательная деятельность - НОД) и в режимных моментах, самостоятельной  деятельности  детей  (актуальная  предметно-развивающая  среда)  и  во взаимодействии с семьями детей. Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию  различных  видов  детской  деятельности    или  их  интеграцию  с  использованием разнообразных форм и методов работы.

 

2.3. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы

Формы  -  реализации  программы  являются  внешними  выражениями  содержания  дошкольного образования, способами его существования. Формы организации обучения соответствуют детским видам деятельности:

-Игровая.  Действия  с  предметами  и  игрушками,  дидактическая,

подвижная  игры,  сюжетно-ролевая  игра  под  руководством

взрослого.

-Коммуникативная  (общение  и взаимодействие  со  взрослыми  и

сверстниками).

-Игры  с  правилами,  просмотр  и  обсуждение  мультфильмов, разучивание стихотворений; инсценирование и драматизация отрывков из сказок, слухо-зрительное восприятие.

-Познавательно-исследовательская (исследование объектов  окружающего  мира  и

экспериментирование с ними).

-Наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, игры с правилами; конкурсы; создание тематических выставок (по временам года, настроению и др.); восприятие  художественной литературы и фольклора.

-Чтение  с  помощью  азбуки,  обсуждение,  рассматривание программных  произведений  разных  жанров,  познавательных и  художественных  книг,  детских  иллюстрированных энциклопедий самообслуживание  и элементарный  бытовой  труд  в

помещении и на улице совместные  действия,  дежурство,  поручение,  реализация

проекта конструирование  из  различных материалов  (конструкторов, модулей,  бумаги,  природного  и иного материала).

-Проблемных ситуаций, игры с правилами, реализация проекта.

-Музыкально-ритмические движения,  игры  на  детских музыкальных инструментах).

-Двигательная  (овладение основными видами движений) подвижные игры с правилами и дидактические игры; игровые упражнения,  соревнования,  сюжетные  игры;  физкультурные занятия игровые,  сюжетные,  тематические,  комплексные, контрольно-диагностические,  учебно-тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражнения под тексты; сюжетные  физкультурные  занятия  на  темы  прочитанных

сказок,  потешек;  фонетическая  ритмика,  игры  и  упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений.

 

Методы  -  упорядоченные  способы  взаимодействия  взрослого  и  детей,  направленные  на достижение целей и решение задач дошкольного образования:

Для  реализации  адаптированной  программы  используются  методические  пособия  и дидактические материалы по формированию речи, развитию слухового восприятия, эмоциональной сферы и движений, формированию элементарных представлений о мире. 

Детям  оказывается  ранняя  коррекционная  помощь  на  основе  специальных  психолого-педагогических  подходов  и  наиболее  подходящих  для  этих  детей  методов,  способов  общения  и условий,  в  максимальной  степени  способствующих  получению  дошкольного  образования  и социальному развитию этих детей. Раннее выявление и ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии ребенка дают возможность предупредить появление отклонений вторичной и третичной природы.

Среди специальных приемов работы с  обучающимися детьми можно выделить следующие:

1.  Дидактические  приёмы через использование игрушек и пособий;

2.  Фонетическая ритмика, артикуляционные и дыхательные упражнения, игры;

3.  Постановка звуков. 

4.  Метод экрана. Обучение слухо-зрительному и слуховому восприятию речи;

5.  Методы развития активного и пассивного словаря: тематические альбомы, карточки, дидактические игры);

6.  Стимуляция  речевой  деятельности  на  режимных  моментах  и  при  непосредственной образовательной деятельности.

Способы  организации  обучения.

 При  определении  способов  организации  образовательного процесса  необходимо  ориентироваться  на  деятельность  ребенка,  а  деятельность  должна  быть продуктивного  типа  (а  не  репродуктивного).  То  есть,  в  конце  занятия  (или  др.  формы)  должен получиться  продукт.  Фронтальная  (говорит  один  человек),  информационно-демонстрационная (презентации), иллюстративно–объяснительная (книжки, схемы, картины), проблемного изложения (создание и обсуждение проблемных ситуаций), индивидуальная, парная, групповая, коллективно-игровая  формы  как  раз  должны  быть  ориентированы  на  «продукт»  -  новое  умение,    новый усвоенный способ деятельности (поделку, решение, ответ на вопрос, рисунок, рассказ…).

 Средства  обучения.

 С  точки  зрения  содержания  дошкольного  образования,  имеющего деятельностную  основу,  целесообразно  использовать  средства,  направленные  на  развитие деятельности детей: двигательная  (овладение  основными движениями),оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья и др. основные виды движения игровая  игры, игрушки, коммуникативная / рассматривание   дидактический материал восприятие  художественной  литературы  и фольклора / восприятие смысла сказок, стихов книги  для  детского  чтения,  иллюстративный материал, познавательно-исследовательская    / рассматривание картинок натуральные  предметы  для    исследования  и образно-символический  материал,  в  том  числе макеты, карты, модели, картины и др., самообслуживание  и  элементарный  бытовой труд  /  действия  с  бытовыми  предметами-орудиями оборудование и инвентарь для всех видов труда, оборудование  для  ролевых  игр,  требующих элементарной бытовой деятельности изобразительная  /  экспериментирование  с материалами   оборудование  и  материалы  для  лепки, аппликации,  рисования  конструирование  /  предметная  и  игры  с составными и динамическими игрушками  строительный  материал,  конструкторы, природный  и  бросовый  материал,  игрушки составные и динамические музыкальная / восприятие смысла музыки  детские  музыкальные  инструменты, дидактический материал.

При  определении  средств  обучения  педагоги  должны  применять  не  только  традиционные (книги,  игрушки,  картинки  и  др.),  но  и  современные,  а  также  перспективные  дидактические средства,  основанные  на  достижениях  технологического  прогресса  (например,  электронные образовательные  ресурсы).  Современная  техника  (компьютер,  мультимедийный  проектор, интерактивная доска) должны носить не рецептивный (простая передача информации с помощью ТСО),  а  интерактивный  характер  (в  диалоговом    режиме,  как  взаимодействие  ребёнка  и соответствующего средства  обучения),  поскольку  наличие  обратной  связи  повышает эффективность реализации программы.

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы  

3 – 7 лет

Приоритетной  сферой  проявления  детской  инициативы  является  самостоятельная

исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами, обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира, обогащение активного словаря. 

Для поддержки детской инициативы необходимо:

•  предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

•  отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;

•  формировать  у  детей  привычку  самостоятельно  находить  для  себя  интересные  занятия;

приучать  свободно,    пользоваться  игрушками  и  пособиями;  знакомить  детей  с  группой,  другими помещениями  и  сотрудниками  детского  сада,  территорией  прогулочных  участков  с  целью повышения самостоятельности;

•  поддерживать  интерес  ребенка  к  тому,  что  он  рассматривает  и  наблюдает  в  разные режимные моменты;

•  способствовать  стремлению  научиться  делать  что-то  и  поддерживать  радостное  ощущение возрастающей умелости;

•  в  ходе  занятий  и  в  повседневной  жизни  терпимо  относиться  к  затруднениям  ребенка, позволять ему действовать в своем темпе;

•  не  критиковать  результаты  деятельности  детей,  а  также  их  самих.  Ограничить  критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи (детей критикует игрушка, а не педагог);

•  уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;

•  создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку, проявлять деликатность и тактичность;

•  всегда  предоставлять  детям  возможности  для  реализации  их  замысла  в  творческой продуктивной деятельности.

•  способствовать стремлению детей делать собственные  умозаключения, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением;

•  обеспечивать  для  детей  возможности  осуществления  их  желания  переодеваться  и наряжаться,  примеривать  на  себя  разные  роли.  Иметь  в  группе  набор  атрибутов    и  элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь и двигаться под музыку;

•  создавать условия, обеспечивающие детям возможность строить дом, укрытия для сюжетных игр;

•  при  необходимости  осуждать  негативный  поступок,  действие  ребенка,  но  не  допускать критики его личности, его качеств. Негативные оценки давать только поступкам ребенка и только с глазу на глаз, а не перед всей группой;

•  обязательно  участвовать  в  играх  детей  по  их  приглашению  (или  при  их  добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры;

•  привлекать  детей  к  украшению  группы  к  праздникам,  обсуждая  разные  возможности  и предложения;

•  создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;

•  уважать индивидуальные вкусы и привычку детей;

•  устраивать выставки и красиво оформлять постоянную экспозицию работ;

Инициативность:

•   Активность в начинании запускать новые дела.

•   Активность продвижения начинания

•   Активность вовлечения в начинание и продвижение начинание окружающих людей

 

2.5.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

 Детский  сад  —  первый  внесемейный  социальный  институт,  первое  воспитательное учреждение,  с  которым  вступают  в  контакт  родители  и  где  начинается  их  систематическое педагогическое  просвещение.  От  совместной  работы  родителей  и  педагогов  зависит  дальнейшее развитие ребенка.

Цель  взаимодействия  педагогов  с  семьёй:  оказание  помощи  родителям  (законным

представителям)  в  воспитании  детей,  охране  и  укреплении  их  физического  и  психического здоровья,  в  развитии  индивидуальных  способностей  и  необходимой  коррекции  нарушений  их развития.

И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, зависит уровень  педагогической  культуры  родителей,  а,  следовательно,  и  уровень  семейного  воспитания детей.  Для  того  чтобы  быть  настоящим  пропагандистом  средств  и  методов  дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом  условии  родители  с  доверием  отнесутся  к  рекомендациям  воспитателей,  охотно  будут устанавливать  с  ними  контакт.  Воспитатели  должны  постоянно  повышать  требования  к  себе,  к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям. Взаимодействие  с  родителями  (законными  представителями)  по  вопросам  образования

ребёнка, включает непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность.

 

Основные направления взаимодействия педагогов с семьёй:

1.   Рекламный  блок:

- Дни открытых дверей

- Разработка рекламных буклетов

- Информация в СМИ и на официальных сайтах 

- Презентация публичного доклада  с  целью  информированности  общественности  о  деятельности  д/с  и  повышение статуса детского сада в  городе и районе

2.   Маркетинговые исследования

- Анкетирование с целью выявления образовательных запросов родителей и

оценки образовательной деятельности

- Социологический скрининг семей

3.   Участие  в управлении ДОУ

-  Работа  Управляющего совета  ДОУ  (определение  основных  направлений  деятельности ДОУ в соответствии с Уставом)

-  Родительские  собрания  в  группах  и  общие  (в  соответствии  с  планом

работы: организационные, тематические, итоговые)

4.   Педагогическое просвещение родителей

-  Консультации  -  практикумы  в  соответствии  с  планами специалистов и воспитателей; по запросам родителей

- Оформление информационных стендов, папок-передвижек  в группах и в

ДОУ по актуальным направлениям образования

-  Круглые  столы:  «Ребёнок  на  пороге  школьной  жизни»,  «Первые  шаги

семьи  в  детский  сад»,    «Ранняя  комплексная  помощь  детям  с особенностями развития и их семьям»

5.   Совместная творческая деятельность:

- Создание тематических проектов

- Участие в конкурсах, выставках разного уровня

- Совместная творческая деятельность детей и родителей (мастерские)

 

2.6. Психологическое сопровождение образовательного процесса

    

Цель  деятельности:  психологическое  сопровождение  участников  образовательного  процесса, обеспечение комфортных психологических условий для полноценного психического и социально-коммуникативного  развития  детей  и  формирование  их  личности  в  соответствии  с  требованиями ФГОС ДО.

Задачи.

1.  Профилактика  и  предупреждение  проблем  в  эмоциональном  и  социально-коммуникативном развитии детей.

2.  Оказание содействия детям в решении актуальных задач развития, обучения, социализации.

3.  Развитие  психолого-педагогической  компетентности,  повышение  психологической  культуры педагогов и родителей.

 

Направление деятельности

 

I. Коррекционно-развивающее.

-  Систематическая  целенаправленная  работа  педагога-психолога  с  детьми,  отнесёнными  к категории группы риска по тем или иным основаниям. 

-  Воздействие  специалистов  на  процесс  формирования  личности  и  сохранение  индивидуальности детей. 

-  Совместная  деятельность  педагога-психолога  и  специалистов  ДОУ  по  разработке  и  реализации индивидуальных  образовательных  маршрутов.  Программы  развивающей  и  психокоррекционной работы  разрабатываются  с  учётом  возрастных  и  индивидуальных  особенностей  детей, определяемых в ходе психодиагностических исследований.

Формы  работы:  подгрупповые  и  индивидуальные  коррекционно-развивающие  занятия,  занятия  с элементами тренинга с взрослыми участниками образовательного процесса.

 

II. Психопрофилактическое направление.

 

Формирование  у  педагогов  и  родителей  потребности  в  психологических  знаниях,  желания использовать  их  в  интересах  собственного  развития,  и  развития  личности  ребёнка  на  каждом возрастном этапе. Способствование гармонизации детско-родительских отношений.

Формы  работы:  индивидуальные  и  групповые  консультации,  выступления  на  родительских собраниях, круглые столы.

 

III.  Консультативное.

 

Оказание непосредственной помощи взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем.

Формы работы: индивидуальное и групповое консультирование.

 

2.7. Логопедическое сопровождение образовательного процесса

 

Целью коррекционной работы в группах для детей с особыми возможностями здоровья является

–  обеспечение  коррекции  недостатков  в  развитии  различных  категорий  детей  с  ограниченными возможностями  здоровья  и  оказания  помощи  детям  этой  категории  в  освоении  специальной программы.

  Задачи коррекционной работы:

•  выбор  и  реализация  образовательного  маршрута  в  соответствии  с  особыми

образовательными потребностями ребёнка;

•  совершенствование  слухо-зрительного  восприятия  речи,  как  необходимого  условия получения информации;

•  прослеживание динамики развития ребенка с нарушениями слуха; 

             Содержание коррекционной работы:

•  выявление  особых  образовательных  потребностей  слабослышащих  детей  обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

•  осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям  с  ограниченными  возможностями  здоровья  с  учётом  особенностей  психофизического развития  и  индивидуальных  возможностей  детей  (в  соответствии  с  рекомендациями  психолого-медико-педагогической комиссии);

•  возможность  освоения  детьми  с  ограниченными  возможностями  здоровья

общеобразовательной программы и их интеграция в ДОУ.

  Коррекционная работа включает время, отведенное на: 

•  непосредственно  образовательную  деятельность,  осуществляемую  в  процессе  организации различных  видов  детской  деятельности  (игровой,  коммуникативной,  трудовой,  познавательно-исследовательской,  продуктивной,  музыкально-художественной,  чтения)  с  квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; 

•  образовательную  деятельность  с  квалифицированной  коррекцией  недостатков  в  речевом  и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов; 

•  самостоятельную деятельность детей; 

•  взаимодействие  с  семьями  детей  по  реализации  специальной  программы  дошкольного образования для слабослышащих детей. 

 

Осуществление квалифицированной коррекции нарушений развития детей

   Формы квалифицированной коррекции нарушений

Воспитатель  -  артикуляционная  гимнастика  с  элементами  дыхательной  и  голосовой гимнастик; 

- пальчиковая гимнастика; корригирующая и мини гимнастика после сна; 

- индивидуально-развивающая работа

Учитель-логопед - коррекционные  подгрупповые  занятия:  корректировка  речевого  дыхания;  работа  над  внятностью  речи;  расширение  словарного  запаса;  активизация слуховой деятельности; постановка звуков.

Музыкальный руководитель - музыкальная  релаксация;  выравнивание  психоэмоционального  состояния; формирование  чувства  ритма;  координация  движений  на  музыкальных занятиях.

Педагог  -психолог -  индивидуальные  коррекционные  занятия  на    развитие  общей  моторики, координации  движений;  корректировка  речевого  дыхания;    работа  над

внятностью  речи;  расширение  словарного  запаса;  активизация  слуховой деятельности; постановка звуков.

Занятия по развитию движений:

- специальные упражнения, связанные со слухом и речью; 

- коррекционные упражнения;

- дыхательная и ритмическая гимнастика.

 

Ш. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

 

3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы

 

В МКДОУ ЦРР - детском  саду  № 5 г. Россоши -  одна  логопедическая  группа,    которую  посещают  дети  с  ОНР, 3 группы комбинированные и  4  групп общеразвивающей  направленности.  В  детском  саду  функционируют  кабинет  заведующего, методический кабинет, кабинет психолога, два кабинета логопеда,  медицинский блок, музыкальный зал, прачечная, пищеблок.

Оборудование  помещений, оснащенность  образовательного  процесса  специализированным  оборудованием,  учебно-наглядными  пособиями, раздаточным  материалом  приводится  в  соответствие  требованиям  ФГОС ДО и соответствует действующим образовательным  программам.

Детский  сад  оснащен  техническим  оборудованием:  компьютеры,  DVD  –  проигрыватели, музыкальные  центры,  магнитофоны,  телевизоры,  мультимедийный  проектор  с  экраном.  Имеется постоянный доступ в Интернет, разработан и функционирует сайт.

Для работы с детьми с ОВЗ создаются условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий.

 

3.2. Сведения об обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Реализация содержания коррекционной работы осуществляется на основании методических комплектов специальных образовательных программ:

-Г.В. Чиркина. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.-М.: Просвещение, 2009

-Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М.,1991

-Н.В. Нищева. Программа коррекционно развивающей работы для детей с ОНР

- Н.В. Нищева. Разноцветные сказки.- С.П.:Детство-Пресс, 2001

-З.Е. Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.-С.П.: Детство-Пресс, 2002

-Т.Б Филичева, Т.В. Туманова. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000

-Кыласова Л.Е. Корекция звукопроизношений у детей. Дидактические материалы. Волгоград; Учитель. 2012

- С.В. Крюкова«Давайте жить дружно!». Тренинговая программа эмоционального развития дошкольников. ИЗД. Генезис М.

-С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь» Программа  эмоционального развития дошкольников 4-6 лет. ИЗД. Генезис М.

-Г. Грабенко, Т. Зинкевич- Евстигнеева «Волшебная страна внутри нас». Программа эмоционально- волевого  развития детей. СПб

-А.Н Малахова «Небесное путешествие» Программа игротерапии для дошкольников. СЦ Сфера

-Авторская программа «Интегративная коррекционно- развивающая программа реабилитации и адаптации детей с особенностями психофизического здоровья». Гармонизация эмоциональной сферы детей.

3.3. Режим дня

Детский сад работает в 12 часовом режиме пребывания: с 7.00 до 19.00 с понедельника по пятницу.  Ежедневная  организация  жизнедеятельности  детей  с  ОВЗ    и  детей  –  инвалидов  осуществляется  в  соответствии  с  СанПиН.  Требования  к  приему  детей  в дошкольные  образовательные  организации,  режиму  дня  и  организации  воспитательно-образовательного процесса.

 

  3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

 При  создании  средового  пространства  учитывается,  что  образовательный  процесс

осуществляется в совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей.

 Условия  рекомендации  создание  условий для  реализации КТП  построения образовательного процесса .Наличие  комплексно-тематического  плана,  отражение  событийности  в предметно-пространственной  среде.  Предметно-пространственная  среда  в группах  создана  в  соответствии  с  принципом  комплексно-тематического планирования,  т.е.  примерным  календарём  праздников  и  сезонности.  Для фиксации этих  событий  имеется  витрина    (выставка),  который  позволяет воспитателю  совместно  с  детьми  наглядно  планировать  мероприятия  по подготовке к празднику или значимому событию. Создание  условий для  партнерского взаимодействия.

Специальная коррекционная среда .

Среда  группы  содержит  материалы  для  развития  мелкой  моторики, творческого  самовыражения,  развития  мыслительных  функций,  центры сюжетно-ролевых  игр,  речевой  и  театральный  и  физкультурный  уголки,  а также  материалы  для  коррекционно-развивающей  деятельности.  Предметно-пространственная среда группы является вариабельной и может изменяться в зависимости  от  тематики  изучаемого  материала.      Организация  предметно-развивающей  среды  в  группе  направлена  на:  создание  психологически комфортной  для  ребенка  игровой  среды  и  благоприятных  условий  для воспитания и обучения ребёнка, как в процессе его самостоятельной игровой активности,  так  и  при  непосредственной  образовательной  деятельности.

Создание возможности проведения коррекционной работы  учителя-логопеда,

психолога, формирование и развитие словарного запаса и т.п. и обеспечение

условий для развития познавательных и творческих способностей детей.

 

3.5. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

В  группе  комбинированной  направленности  для  детей  -  инвалидов  и  детей  с  ОВЗ    принят тематический подход к предъявлению и отработке речевого материала. 

Тематика  занятий  определяется  сферой  интересов  ребенка  и  связана  с  их  практической деятельностью, условиями жизни в детском саду и дома. 

Тематика  занятий  указана  на  каждую  неделю,    перечень  речевого  материала  дан  в соответствии с заданной тематикой. 

 В первый год обучения перечень речевого материала дается с  учетом малого социального опыта детей данной группы, фрагментарности их представлений об окружающем мире. 

На второй год обучения перечень речевого материала усложняется. 

Содержание  темы  отражается  в  комплексно-тематическом  плане  (перспективное

планирование),  календарном  плане  и  подборе  материалов,  находящихся  в  группе  и  центрах (уголках) развития.  Итогом работы по теме является овладение словарём.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вложения:
Скачать этот файл (Рабочие программы.doc)Рабочие программы.doc[ ]25 Kb