Консультация учителя -логопеда


Вас приветствует

Учитель - логопед

Мандрыкина Светлана Васильевна

 

Моя профессия очень интересная, каждый день вместе с детьми я испытываю чувство радости, сострадания, другие важные эмоции. Я ощущаю себя полезной. Приносить пользу – это огромное счастье.

График работы с детьми

 

День недели

Часы работы

 

Понедельник

 

9.00 -13.00

 

Вторник

 

9.00 -13.00

 

Среда

 

9.00 -13.00

 

Четверг

 

13.00 -17.00

 

Пятница

 

9.00 -13.00

  

Расписание непосредственной образовательной деятельности учителя-логопеда в коррекционной группе

 

 

Дни недели

 

Время  проведения

 

Понедельник

 

9.00 – 9.25  -   фронтальное логопедическое занятие с детьми

9.35 – 13.00 - индивидуальные занятия с детьми

 

Вторник

 

9.00 - 9.25  –  фронтальное логопедическое занятие с детьми

9.35 - 13.00 - индивидуальные занятия с детьми

 

Среда

 

 

9.00 – 9.25  -   фронтальное логопедическое занятие с детьми

9.35 – 13.00 - индивидуальные занятия с детьми

 

Четверг

 

 13.00 - 16.35 - индивидуальные занятия с детьми

16.35 – 17. 00 – работа с родителями

 

Пятница

 

9.00 – 9.25  -   фронтальное логопедическое занятие с детьми

9.30 – 13.00 - индивидуальные занятия с детьми

  

 

Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

16.05.2019 г.

Они являются особенными по причине их специфического развития, которое претерпевает отклонение именно в речевой деятельности. А оно, в свою очередь, влияет на психику. При этом слух у таких мальчиков и девочек сохранен, да и, как правило, базовые интеллектуальные показатели в норме. Как правило, тяжелые формы речевых отклонений чаще всего встречаются в детстве. Именно в этот период жизни у человека формируются навыки овладения родным языком. Он учится произносить звуки, запоминает слова и их формы. Ежедневно пополняет свой словарный запас новыми словами, осознает смысловую наполненность речи. Это в норме. Начинается процесс примерно в 1,5-3 года. К школе, к 7 годам речь уже практически полностью сформирована, а в годы учебы происходит лишь ее совершенствование. К устной речи на уроках подключается письменная. Естественно, речь маленького человечка зависит от того, в какой среде он растет. На нее влияют и культура общения в семье, и воспитательные процессы, и то, чему его обучают в детском саду и дома.

Дети с тяжелыми нарушениями речи либо не говорят совсем, либо имеют очень скудный словарный запас. При неплохих физиологических, интеллектуальных способностях они отстают в психическом развитии и их нередко принимают за умственно отсталых. Они с трудом овладевают письменной речью, зачастую страдает их грамотность, могут быть сложности в освоении арифметических заданий. Тяжелые нарушения речи характеризуются не только проблемами с произношением звуков, но и сложностями их восприятия на слух. Такие дети с трудом строят речевые конструкции – фразы, предложения. Им сложно общаться с людьми, а это чревато комплексами и трудностями с социализацией. Если вовремя не принять меры и не исправить тяжелые нарушения речи у детей, им сложно будет распознать и раскрыть их природные таланты и склонности.

У детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи, также наблюдается отставание во всех сферах познавательной деятельности – памяти, мышления, восприятия. Особенно четко это прослеживается на уровне осознанности. Таким мальчикам и девочкам сложно переключать внимание, удерживать и распределять его, а также включаться в процесс какой-либо деятельности. Они с трудом запоминают учебный материал и быстро забывают его, особенно это касается вербальной информации. Таким детям сложно абстрагироваться, производить мыслительные операции, обобщать материал. При этом они могут вполне нормально выполнять задания, связанные со зрительным восприятием – наглядные.Моторика детей с тяжелыми речевыми нарушениями также страдает. Они, как правило, очень неловки, неуклюжи, двигаются хаотично и импульсивно. При этом они слабы физически, быстро утомляются и имеют низкую производительность. Эмоционально-волевая сфера таких ребят тоже имеет целый ряд

отклонений. При тяжелых речевых нарушениях страдают наблюдательность, устойчивость интересов, отсутствие или снижение мотивации, закомплексованность, агрессивность, раздражительность, замкнутость, обидчивость.

Как уже было отмечено выше, дети с такими заболеваниями с трудом социализируются – им сложно наладить контакт с другими людьми.

Таким образом, тяжелые нарушения речи влекут за собой общее недоразвитие всех аспектов речевой деятельности – грамматики, лексики, фонетики, которое сочетается с узостью мышления, ограничением образного восприятия и речевых обобщений, а также сложностями при овладении чтением и письмом.

Я призываю родителей, прочитавших эту статью, если они узнали в ней своего ребёнка, обращаться за помощью к специалистам: психоневрологу, психологу и логопеду!


 

Консультация для родителей и воспитателей

«Дизартрия у детей».

Подготовила: учитель – логопед

 

Мандрыкина С. В.

09.04.2019

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др.).

Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме. Тяжелая форма чаще всего рассматривается в рамках детского церебрального паралича и является его компонентом. Дети с тяжелой формой дизартрии получают комплексную логопедическую и врачебную помощь в специальных учреждениях: детских садах и школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент). Эти формы проявляются в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи - она понятна для окружающих, но нечеткая.

Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки - дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребенка хорошо пережевывать и твердую пищу.

Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно. Такого ребенка нужно учить надувать щеки и удерживать воздух, а потом перекачивать его из одной

щеки в другую, втягивать щеки при открытом рте и сомкнутых губах. Только после этих упражнений можно приучать ребенка полоскать рот водой.

Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Одними приказаниями здесь ничего не добьешься. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения. Можно учить ребенка застегивать пуговицы (сначала крупные, потом мелкие) на одежде куклы или на снятом платье, пальто. При этом взрослый не только показывает движения, но и помогает их производить руками самого ребенка. После подобной тренировки дети смогут уже застегивать пуговицы на одежде, надетой на себя. Для тренировки умения шнуровать обувь используются различной формы фигуры (квадрат, круг и др.), вырезанные из плотного картона. По краям фигуры на расстоянии 1см друг от друга делаются дырочки. Ребенок должен последовательно продеть во все дырочки через край длинный шнурок с металлическим концом, как бы обметывая края. Чтобы у ребенка не ослабевал интерес к упражнениям, можно наклеить в середине фигуры какую-нибудь картинку и сказать, что, правильно продев цветной шнурок, малыш сделает таким образом игрушку и сможет подарить ее кому захочет. Затем ему предлагают шнуровать ботинки, сначала снятые с ног, затем непосредственно у себя на ногах.

Дети-дизартрики испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для того, чтобы быстрее и лучше научить ребенка пользоваться ножницами, надо вложить его пальцы вместе со своими в кольца ножниц и производить совместные действия, последовательно отрабатывая все необходимые движения. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, у ребенка воспитывают умение регулировать силу и точность своих движений.

Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге. Обычно взрослый помогает ребенку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом - спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно.

Нарушения моторики у детей требуют дополнительных индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.

 

 


 

Консультация родителям:

 «Что  такое   логопункт?»

3.02.2019 год

 В последнее время наблюдается увеличение числа детей с фонетико- фонематическим недоразвитие речи (ФФНР) и общим недоразвитие речи (ОНР).

Поэтому основная задача учителя-логопеда ДОУ помочь детям имеющим нарушения речи в условиях детского сада общеразвивающего вида.

Занятия с такими детьми проводятся на логопункте ДОУ. Что же такое логопункт?

Логопедический пункт (сокращенно "логопункт") - это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную логопедическую) группу. Основной задачей дошкольных образовательных учреждений общего вида (то есть обычных детских садов) является реализация общеобразовательной программы. А, как известно, в такой программе специально не предусмотрено время на занятия с учителем-логопедом.

Другими словами, логопедические занятия являются дополнительной услугой. Поэтому расписания занятий в ДОУ составляется таким образом, чтобы учитель-логопед мог заниматься с детьми только во время их свободной деятельности не в ущерб общеобразовательным занятиям.

Каких детей берут на логопункт?

На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических садов) речевыми нарушениями. На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи. В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу, то есть ребята из подготовительной группы, а также те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом учебном году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся в очередь. Дети более младшего возраста из средней группы могут получить индивидуальную логопедическую помощь, только если на логопункте работает не один логопед, а два.

С каким диагнозом (логопедическим заключением) можно попасть на логопункт?

Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:

• нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) - ФНР;

• фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) - ФФНР;

• ОНР третьего уровня у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии, или НВОНР - не резко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого уровня.

В каком режиме проходят занятия на логопункте?

Фронтальные (с группой детей) - 1 раз в неделю, индивидуально- подгрупповые - 2 или 3 раза в неделю. наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия. Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 10 до 20 минут.

Цель индивидуальных логопедических занятий - коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов. В первую половину дня логопед работает 3-4 раза в неделю. Во вторую половину дня - 1-2 раза в неделю. Чаще всего во второй половине дня проводятся индивидуальные занятия и консультации с родителями.

Сколько детей зачисляется на логопункт?

Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 20 -25 человек. Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться. Поэтому из логопункта в детском саду дети выпускаются не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения, а на освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок из стоящих на очереди.

Таким образом, логопункт в детском саду - это открытая и крайне подвижная система. В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело, поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и специалистов детского сада.

Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно помещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью малыша.

 

 

 


«Пальчиковый театр в работе учителя - логопеда».

5.02.2019 год

Согласно новым требованиям федерального государственного образовательного стандарта в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками определяется как важнейшее интегративное качество. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.

Как известно нарушение речи у ребёнка является следствием отягощённой наследственности, патологических или травматических процессов в организме матери и плода в период беременности, родов, на ранней стадии развития ребёнка. Принимая во внимание, что у детей с патологией речи страдает не только воспроизведение, т. е. активная речь, но и восприятие услышанного – пассивная речь, нужно учитывать отсутствие понимания инструкции, правил игры, взаимодействия. Страдает восприятие не только лексическое, но и восприятие формы слова и фразы. В силу нарушения восприятия детям с патологией речи трудно понять и выполнить инструкцию, связанную с формированием движения рук, движения в игре, в танце, в построении, учесть и точно исполнить все двигательные требования данного момента. Это проявляется не только на логопедических занятиях, но и при освоении всех видов деятельности с родителями, воспитателями, при формировании навыков движений под музыку и т. д.

В коррекционной работе занятия по формированию общей и мелкой моторики занимают особое место. У детей с патологией речи эти упражнения обязательно сопровождаются стихами или словесными задачами. Для развития мелкой моторики есть очень успешные методики, как одна из них, хороша для детей пальчиковая гимнастика. Все упражнения по пальчиковой гимнастике могут сопровождаться произношением, заучиванием стихотворений. Таким образом, развиваем мелкую моторику и обогащаем ребенка знаниями. Необходимость развития мелкой моторики пальцев рук давно признана специалистами как средство стимуляции речи. На логопедических занятиях рекомендуется использовать самые разнообразные приёмы, развивающие тонкую моторику.

В своей работе я активно использую пальчиковый театр. На мой взгляд, пальчиковый театр решает следующие задачи: стимулирует развитие речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, повышает

работоспособность, тонус коры головного мозга. Пальчиковый театр обладает психокоррекционным и психотерапевтическим эффектом.

На своих занятиях я использую пальчиковый театр с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения на этапе автоматизации звуков в предложениях, стихотворных текстах. Применяю театр пальчиков на занятиях по коррекции дисграфии и дислексии, учитывая, что у детей с нарушениями чтения и письма длительное время сохраняется игровая мотивация. Для театральных постановок я отбираю доступные по содержанию, небольшие по объёму пьесы. Длительность «театрального действа» составляет в наших пьесах 3-7 минут. В качестве текстов для пьес я использую народные сказки, сюжеты для кукольных театров, стихи.

Большинство наших пьес имеют стихотворную форму как наиболее благоприятную для автоматизации поставленных звуков, развития памяти, темпо – ритмической организации высказывания, языкового чувства.

Для достижения наибольшего эффекта в упражнениях по развитию мелкой моторики пальцев рук должны сочетаться движения сжатия, растяжения, расслабления кисти, использоваться изолированные движения каждого из пяти пальцев, а не только «социальная зона руки». Этот принцип я использую в работе над постановкой наших мини – пьес для пальчикового театра.

В нашем театре существуют следующие разновидности:

1. Театр пальчиков.

2. Перчаточный театр.

3. Театр «топотушек».

4. Теневой театр.

5. Напольный театр.

6. Кистевой театр.

7. Театр марионеток.

Прежде чем приступить непосредственно к постановке пьесы, я читаю её вместе с детьми, затем мы обсуждаем сюжетные линии, поступки героев пьесы, определяем актёров, изготовляем декорации. Важное место в подготовительной работе отводится тренировке основного механизма нашего театра – пальцев. Непосредственно перед спектаклем такая тренировка (2-3 минуты) становится разогревом пальцев.

В качестве тренировок могут быть некоторые упражнения с куклой: надевание куклы на руку, на палец, повороты куклы вправо, влево,

покачивания куклой из стороны в сторону, поклоны. Важно удерживать куклу таким образом, чтобы она смотрела на зрителя или на другую куклу.

В ходе таких постановок познавательная активность воспитанников и речь естественным образом стимулируются благодаря эмоционально ярким сказочным образам. При «вхождении в роль» в полной мере реализуются возможности их подражательной деятельности. В ходе игр с пальчиками вос-питываются гуманные чувства, они учатся различать добро и зло, справедливость и несправедливость, искренность и лицемерие, другие проявления человеческого поведения в доступных для их понимания си-туациях. Опыт показывает, что разработанные инсценировки на основе сюжетов детских сказок, потешек и стихов с использованием пальчикового театра особенно эффективны при закреплении навыков детей, полученных ими на занятиях логопеда и воспитателя.

 

Таким образом, пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением положительно влияет на развитие речевых зон головного мозга, способствует подготовке руки к письму, развитию внимания и памяти, которые необходимы для успешного преодоления дефектов речи и дальнейшего обучения в школе.

 

 


 

Консультация для родителей:

"Семья и ДОУ: воспитываем ребенка с ОНР"

 17.09.2018

Последний год пребывания дошкольника в детском саду – очень важный период в его развитии. Именно в этом возрасте формируется мотивация
готовности к школьному обучению, появляется потребность в знаниях и стремление к их совершенствованию, развиваются познавательные интересы.
Это необходимо учитывать при организации предметно-пространственного развивающего пространства в группе. Так, в групповой библиотеке необходимо иметь достаточное количество доступной для детей справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии и атласы, папки с
разнообразным иллюстративным материалом. В группе должны появиться географические карты и атласы, глобус; дидактические игры, развивающие
познавательные интересы детей.
6 лет – сензитивный период развития речи. Дошкольники этого возраста используют различные виды речи, у них появляется интерес к слову, они активно занимаются словотворчеством, самостоятельно придумывают сказки и рассказы.

К моменту окончания подготовительной группы у дошкольников с
общим недоразвитием речи должно быть преодолено отставание в речевом развитии.
Нужно предоставить детям возможности для усвоения родного языка и экспериментирования со словом.  В центре «Будем говорить правильно» должна появиться картотека разнообразных словесных игр.
Пространственную среду следует организовать таким образом, чтобы дети могли самостоятельно исследовать окружающих предметов, т.к. стремление к исследованию становится преобладающим мотивом их поведения.
Однако, дошкольники с общим недоразвитием речи при этом могут испытывать определенные трудности: они выполняют определенные действия, но не
могут объяснить, как это сделали. В таком ситуации взрослый должен стать равноправным партнером своих воспитанников и оказывать им необходимую
помощь.
В возрасте шести-семи лет происходит активное становление ребенка как личности, моделируются человеческие взаимоотношения. Все это происходит в игре. Дети с удовольствием объединяются в большие группы для совместной игры. Это тоже учитывается при организации жизненного пространства: развивающие центры рассчитываются для работы в них большего количества детей, чем в предыдущих возрастных группах.
Игра является средством формирования и развития многих личностных качеств и приобретает в подготовительной группе имеет особое значение. Педагог в
должен создавать такие игровые ситуации, которые продвигают развитие детей вперед, вносить элементы игры в учение, общение и труд, использовать
игру для воспитания. Сюжетно-ролевые игры с правилами, проводимые в подготовительной группе, должны помогать формированию личностной и
нравственной саморегуляции. Игры должны отличаться большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, «проблемных ситуаций».
Конструкторская игра у детей седьмого года жизни превращается в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок создает что-то нужное, полезное.
Например, стаканчики из-под йогурта дети могут использовать для изготовления подставок для кисточек; а из пробок от минеральной воды с помощью
педагога изготовить «тактильные» коврики и т.п. В связи с этим в уголке продуктивной деятельности должны быть материалы, необходимые для изготовления поделок детьми.
Дети седьмого года жизни с удовольствием участвуют в играх - соревнованиях, в которых формируется мотивация достижения успеха. Значит
нужно так организовать пространство, чтобы выделить достаточно места для проведения таких игр.
В логопедическом кабинете развивающая среда организуется таким образом, чтобы способствовать совершенствованию всех сторон речи, обеспечить самостоятельность детей, стимулировать их активность и инициативность. В этой возрастной группе в кабинете логопеда должно быть представлено достаточное количество игр и пособий для подготовки детей к обучению грамоте и развитию интереса к учебной деятельности. Обязательными в оборудовании кабинета становятся настенный и разрезной алфавит, магнитная азбука и азбука для коврографа, кубики с буквами, слоговые таблицы, карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений, атрибуты для игры в школу, дидактические игры «Собери портфель», «В школе и в детском саду», «На уроке и на перемене», «Скоро в школу» и т.п. Делая акцент на развитие связной речи, логопед оснащает кабинет более сложными схемами и алгоритмами для составления рассказов о предметах и объектах, большим количеством серий сюжетных картинок, сюжетных картин. В центре развития связной речи в кабинете логопеда постоянно должны находиться две-три серии картинок и две-три сюжетных картины. В работе над лексическими темами используются репродукции с картин известных художников.  Можно использовать репродукции картин для оформления интерьера кабинета, раздевалки, группового помещения. Столы для подгрупповых занятий в подготовительной к школе группе должны быть рассчитаны на двух человек для того, чтобы дети привыкали к работе за партами в школе в дальнейшем. Еженедельную замену оборудования в кабинете в этой возрастной группе дети могут производить самостоятельно под руководством логопеда. Каждый год я стараюсь сделать новые игры и дидактические пособия по развитию связной речи и грамматики. Ребятам они очень нравятся, помогают им интересно и разнообразно овладевать навыками чтения.

 

 

 


 

 

Консультация

 

для родителей

 

выпускных групп

 

«Что такое подготовка

 

к школе?»

 

 

Подготовила:

 

учитель-логопед 

 

Мандрыкина С. В.

 

 

 

Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.

В детских садах  дети получают навыки счета, чтения, развивается мышление, память, внимание, усидчивость, любознательность, мелкая моторика и другие важные качества. Дети получают понятия нравственности, прививается любовь к труду.

 Готовность к школе подразделяется на физиологическую, психологическую и познавательную. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

 

1. Физиологическая готовность ребенка к школе. Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

 

2. Психологическая готовность ребенка к школе. Психологический аспект,  включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

 

Интеллектуальная готовность к школе означает:

- к первому классу  ребенок имеет запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);

- умеет ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;

- ребенок  стремиться к получению новых знаний, то есть он  любознателен;

- показатели памяти, внимания, восприятия, мышления соответствуют возрасту.

 

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

- ребенок  коммуникабелен, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не  проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком  умеет оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок  понимает и признаёт авторитет взрослых;

- толерантность; это означает, что ребенок  адекватно реагирует на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

- нравственное развитие, ребенок понимает,  что хорошо, а что – плохо;

- ребенок  принимает поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он адекватно оценивает свою работу, признаёт свои ошибки, если таковые имеются.

 

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

- наличие интереса к учению и получению новых знаний;

- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

- усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

 

Познавательная готовность ребенка к школе.

 

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

 

1) Внимание.

• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.

• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

2) Математика.

 

• Цифры от 0 до 10.

• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

• Арифметические знаки: « », «-«, «=».

• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за  и т. п.

 

3) Память.

• Запоминание 10-12 картинок.

• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

• Пересказ  текста из 4-5 предложений.

4) Мышление.

• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.

• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

• Определять последовательность событий, что было сначала, а что – потом.

• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

• Складывать пазлы без помощи взрослого.

• Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.

 

5) Мелкая моторика.

• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

• Выполнять аппликации.

 

6) Речь.

• Составлять предложения из нескольких слов, например, дети, на,

 ловили, речка, рыба.

• Понимать и объяснять смысл пословиц.

• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

• Различать в словах буквы и звуки.

- Уметь соотносить звук с буквой;

- Вычленять звуки из слова. Например: ком, «к» - согласный, твёрдый,  глухой, на письме обозначаем синим цветом, «о» – гласный, ударный, на пистме красным цветом, «м» - согласный, твёрдый, звонкий, на письме обозначаем синим цветом.

- Подбирать слова на заданный звук или букву;

- Читать слова и простые предложения (по слогам);

- Понимать, что такое предложение и где оно заканчивается.

 

7) Окружающий мир.

• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

 

Тренируем руку ребенка.

     Очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.

     Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок и т.д. В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

     Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

 

     С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться.

 

 

Консультация на тему:

«Чему учить будущего первоклассника»

 

Подготовила: учитель – логопед  Мандрыкина С. В.

Оценка подготовленности ребенка к школе, прежде всего по уровню его интеллектуального развития – наиболее распространенная ошибка и учителей, и родителей. Многие считают, что необходимое условие подготовленности – максимально больший объем знаний, который должен иметь дошкольник. Старания родителей при этом не знают меры, а психолого-физиологические возможности детей в расчет не принимаются. Папы и мамы, не научив ребенка элементарным навыкам самообслуживания, загружают его всевозможными сведениями, не учитывая возрастные особенности. Такие дети приходят в школу читающими, считающими, но через полгода их обгоняют те, кто не умел ни читать, ни считать. Часто они не могут слушать учителя, если он не обращается непосредственно к ним, не подкрепляет их работу поощрениями, к чему они привыкли, занимаясь дома с мамой или бабушкой.

В условиях работы в классе, (при наполняемости 25‑30 человек), к сожалению,  возможности для индивидуальной работы с такими детьми минимальны, и они быстро теряют интерес к учебе, а так как сами сосредоточиться и активно работать не могут, то начинают отставать, и примерно с середины учебного года учиться им становится все труднее и труднее. А родители не могут понять, в чем дело.

Важной чертой общей подготовленности к школе являются не просто разрозненные знания, представления о предметах, их свойствах, но и умение увидеть связи, закономерности.

Учителя предпочитают получить ребенка, которого специально не учили ни писать, ни читать. Почему? Потому что процесс чтения и письма имеет очень сложную психофизиологическую особенность. Этот процесс может успешно осуществлять только грамотный специалист, т.е. учитель, владеющий методикой обучения грамоте. Ребенка неправильно подготовленного в домашних условиях, учителю придется не только учить, но и переучивать. Так что же, все пустить на самотек и не заниматься с ребенком? Нет, обязательно заниматься и создавать условия, предпосылки для успешного обучения чтению и письму. Важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создавать условия для развития мелкой мускулатуры, руки и пальцев.

Многие дети с трудом осваивают технику письма, не могут работать с кистью и красками. А все потому, что у них плохо развита мелкая мускулатура пальцев рук. Целесообразно задолго до школы начинать заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой, пальчиковыми играми (с мячом, пластилином, счетными палочками, мозаикой).

Как правило, психолого-физиологическая готовность к школе возникает естественным путем при нормальном развитии дошкольника; имеется в виду, что малыш много играет сам, со сверстниками и взрослыми как в сюжетно-ролевые игры, так и в игры по правилам. Он рисует, лепит, раскрашивает картинки, занимается с разнообразными конструкторами, пытается играть на инструментах (бубне, дудке, барабане) и, конечно же, слушает сказки и рассказы. Чтение взрослых детям должно быть неотъемлемой частью каждого дня ребенка. Вырастая в такой атмосфере, ребенок к 6 годам, а порой и раньше, сам стремиться научиться читать, считать, и в этом на первых порах ему вполне могут помочь, не нарушая методики, окружающие его близкие взрослые. И все это происходит естественно, без лишнего напряжения в виде специальных уроков.

Вопрос о готовности ребенка к школе следует рассмотреть и с точки дефектолога-логопеда. Дети с нередко выраженными отклонениями в развитии в дошкольном возрасте обычно не выделяются (или мало выделяются) среди своих сверстников и поэтому не вызывают особой тревоги у родителей. Однако с началом школьного обучения часто обнаруживается полная несостоятельность этих детей. Они с трудом овладевают грамотой, пишут со специфическими ошибками, не успевают за темпом работы класса.

Для того чтобы ребенок смог научиться различать сходные по своему внешнему виду буквы, у него к началу школьного обучения должны быть достаточно хорошо сформированы зрительно-пространственные представления. А это значит, что ему должно быть доступно следующее:

1) ребенок должен уметь различать предметы и геометрические фигуры по их форме (овальный, круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный и т.п.);

2) он должен уметь различать фигуры по величине (большой, маленький, средний) и владеть такими понятиями, как больше-меньше, длинный–короткий, высокий–низкий, толстый–тонкий, широкий–узкий;

3) ребенок должен уметь определять расположение предметов и фигур в пространстве по отношению друг к другу, т.е. понимать пространственные отношения между ними: высоко–низко, вверху–внизу, выше–ниже, далеко–близко, слева–справа, впереди–сзади.

С логопедической точки зрения под полноценной устной речью, которая может служить надежной базой для овладения письмом, понимается правильное произношение всех звуков речи (прежде всего не должно быть замен одних звуков другими). Правильное произношение всех звуков речи важно потому, что на первых этапах обучения письму очень широко используется синхронное (одновременное с написанием) проговаривание ребенком каждого записываемого слова. Это позволяет уточнить его звуковой состав. Полное исключение проговаривания затрудняет звуковой анализ и синтез слов, что приводит к резкому увеличению количества ошибок у детей (пропуски букв, вставки лишних букв и т.п.). Неправильное же проговаривание, связанное с заменой одних звуков речи другими (типа [САЛФ] вместо [ШАРФ] или [ГОЛКА] вместо [ГОРКА]), дает тот же самый, если еще не худший, результат – в письме ребенка появляются однотипные и трудно устранимые буквенные замены.

Для успешного овладения письменной речью ребенок должен располагать целым рядом необходимых предпосылок, сформированных у него еще в дошкольном возрасте. К их числу относятся следующие:

1)Развитая слуховая память.

2)Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений.

3)Хорошее владение устной речью (звукопроизношением, словарным запасом, связной речью).

4)Развитая тонкая ручная моторика. Сама возможность овладения этими предпосылками письменной речи предполагает также наличие у ребенка устойчивого внимания, памяти, мыслительных способностей.

Развитие детей может носить целостный, последовательный характер только тогда, когда проблемы дошкольного и школьного образования решаются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Именно тогда становится возможным осуществление единой линии общего развития ребенка в детском саду и начальной школе. Необходимо, чтобы введение ребенка в школьную жизнь стало общей задачей и разделением ответственности не только педагогов детского сада и школьных учителей, но и родителей.

 

 

Памятка для родителей

«Гимнастика и массаж губ»

Необходимым условием успешности развития артикуляторной моторики является уточнение кинестетических ощущений положения и движения губ и нижней челюсти.

Рекомендуемые упражнения:

1. Удерживание губами различного рода пластмассовых и деревянных трубочек постепенно уменьшающегося диаметра.

2. Смыкание губ ( обычное, плотное, очень плотное).

3. Смыкание и размыкание губ при закрытом и открытом рте.

4. Медленное вытягивание губ «хоботком» и такое же медленное возвращение в исходное положение.

5. Вращательные движения губ «хоботком».

6. Движения губ «хоботком» влево и вправо.

7. Мгновенное смыкание губ с разрывом типа «поцелуй».

8. Имитация полоскания зубов.

9. Присосать верхнюю губу, захватить её нижними зубами и несколько раз таким образом почмокать.

10. Присосать нижнюю губу, точно так же захватив её верхними зубами, так же почмокать несколько раз.

11. Сделать губы «Бутончиком» и, не размыкая, «пожевать» их несколько раз.

12. Сомкнуть губы, затем резко создать разрежение в ротовой полости и так же резко разомкнуть их – получится громкий хлопок.

13. Поочерёдное поднимание и опускание верхней и нижней губ.

14. Вибрация губ (фырканье лошади).Если не получаются некоторые упражнения гимнастики, следует выполнять их с механической помощью      (помогая пальцами рук).

 

Памятка для родителей

«Мимическая гимнастика для детей»

С целью развития лицевых мышц рекомендуется имитация мимических движений с использованием картинок.

1.Высоко поднять брови – «Мы умеем удивляться».

2.Нахмурить брови ( следить, чтобы губы не участвовали в движении) – «Мы умеем сердиться».

3.Широко раскрыть глаза – «Мы испугались».

4.Улыбнуться одними губами так, чтобы зубы не были видны ( следить, чтобы глаза не улыбались).

5.Улыбнуться одним углом рта, стараться, чтобы уголок губ «смотрел» на ухо.

6.Улыбнуться другим углом.

7.Повторить движения поочерёдно.

8.Закрыть один глаз, затем другой. Поочерёдно закрывать глаза – «Мы подмигиваем».

9.Сильно надуть щёки, выпустить воздух. Поочерёдно надувать щёки, перегоняя воздух из одной щеки в другую.

10.Сомкнутые губы вытянуть вперёд в «трубочку», затем улыбнуться как в упражнении 4. Чередовать эти движения.

11.Открывать и закрывать рот. Удерживать открытый рот под счёт 1 – 5.

12. «Пила»: положить руку на подбородок, движения нижней челюсти вправо, влево. Следить, чтобы при этом не поворачивалась голова.

13.Двигать нижней челюстью вперёд – назад, вверх – вниз.

14.Раздувать ноздри – «Мы нюхаем».

15.Сузить глаза.

16.Поднимать верхние губы на улыбке, сморщивая нос (презрение). 

17.Оттягивать нижнюю губу вниз (отвращение).

Памятка для родителей

«Правила речевого дыхания»

Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Например, если вне речи мы дышим через нос, то во время речи вдох берётся через рот, если вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, то в речи вдох и выдох неравномерны: вдох короткий, но не резкий, а выдох длительный ( в 6 – 8 раз длиннее вдоха).

На что же следует обратить внимание:

1.Чтобы ребёнок не начинал говорить, не сделав вдоха.

2.Чтобы всегда говорил только на выдохе.

3.Чтобы во время вдоха не втягивал воздух носом, а делал вдох через рот.

4.Чтобы вдох был мягким и коротким, а выдох – длительным и плавным.

5.Чтобы при вдохе живот поднимался, а при выдохе опадал (нижнедиафрагмальное дыхание).

6.Чтобы плечи во время дыхания были совершенно неподвижно.

7.Чтобы грудь не поднималась сильно при вдохе и не опускалась при выдохе.

8.Чтобы, сделав вдох, ребёнок сразу же начинал говорить, не задерживая дыхания.

9.Чтобы после выдоха перед новым вдохом обязательно сделал остановку приблизительно на 2 – 3 секунды.

10.Чтобы во время речевого дыхания не было никакого напряжения.

Предваряют выполнение этих правил специальные занятия по развитию речевого дыхания, по формированию нижнедиафрагмального дыхания.

Примерные упражнения: «Надуй игрушку», «Задуй свечу», «Ветерок шелестит листьями», «Прокати карандаш по столу».

Необходимо обращать внимание детей на различные силу, высоту и тембр голоса. Примерные упражнения: «Эхо», «Скажи тихо, скажи громко», «Кто как кричит?» (звукоподражания животным, различным шумам).

 

Памятка для родителей

«Подготовка к обучению грамоте детей в возрасте 1 – 5 лет»

Для того чтобы ребёнок уже в младшем дошкольном возрасте готовился к обучению грамоте, необходимо следующее.

1.Развивать слуховое внимание: учить  вслушиваться в звуки окружающего мира; определять направление звука (игры «Жмурки», «Где звенит колокольчик?»); Определять источник звука (игры «Кто кричит», «Что играло?», «Где звучало?»).

2.Развивать речевой слух: учить узнавать по голосу животных – больших и маленьких; учить различать интонацию, воспроизводить её по заданию: «Скажи ласково, сердито»; учить выполнять инструкции, в том числе многоступенчатые.

3.Развивать чувство ритма: упражнять в сочетании «движение и речь» маршировка и гимнастика под счёт или стихи, прошагивание, прохлопывание, простукивание слов; читать сказки К. Чуковского, побуждая ребёнка договаривать окончания.

4.Развивать артикуляционную моторику: делать упражнения игрового характера для губ, языка, челюсти.

5.Развивать речевое и физиологическое дыхание: поддувание лёгких игрушек (кораблик по воде, ватный шарик, задувание свечек, катание по столу карандашей).

6.Развивать голос: задания «Скажи громко, тихо», «Скажи как большой медведь, как маленький медвежонок», «Скажи ласково, сердито, строго»; работать над выразительностью, эмоциональностью речи.

7.Развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью массажа, пальчиковых игр и упражнений, комплекса пальчиковой гимнастики. Сочетать эту работу с работой над выразительностью речи, воспитанием чувства ритма.

8.Учить интонационно выделять звуки в словах: АААА – ня, УУУУ – тка, СССС – лон, ШШШШ – каф.

9.Учить вслушиваться, повторять интонируемые звуки, проводить игры на звукоподражание.

  

Памятка для родителей

«Алгоритм обучения письму»

1.Научить различать верх, низ листа, его правую, левую стороны, используя игровые приёмы и проговаривание («снежинки падают сверху вниз»).

2.Пальчиковая гимнастика и массаж кистей рук.

3.Обведение контуров домиков улитки, клубка ниток широкими круговыми движениями при помощи фломастера на листах большого формата.

4.Штриховка сверху вниз (вертикальные линии – «дождь идёт», косые линии – «дождь с ветром», круги – «на земле появились лужи»). Графические задания включаются в сюжеты, чтобы не было однообразия, утомления.

5.Обведение трафаретов геометрических фигур и их штриховка. Штриховать нужно, не заходя за контуры рисунка, только в заданном направлении, соблюдая одинаковые расстояния между линиями.

6.Знакомство с разлиновкой тетради, направлением написания букв (слева направо), с соблюдением при письме границы строки.

Подготовительные упражнения:

- очерчивание рабочей строки точками, пунктиром;

- обводка контуров геометрических фигур пунктиром;

- проведение линий по точкам;

- штриховка в разных направлениях с соблюдением предела (горизонтально, вертикально, диагонально);

-рисование бордюров;

- написание элементов букв (палочки короткие и длинные, с закруглением вверху и внизу, прямые с петлёй, овал и полуовал).

- написание самих букв (печатных).

 

 

 

Памятка для родителей

«Преодоление трудностей в произношении слов»

Если вы заметили, что у вашего ребёнка трудности в произношении слов – нарушен порядок слогов, некоторые из них опускаются либо добавляются новые звуки или слоги, - это нарушение слоговой структуры слова. Для преодоления этого недостатка необходимо терпеливо работать с ребёнком. Рекомендуем строить занятия следующим образом.

1.Двусложные слова из открытых слогов (вата, вода, дети, зубы, коза).

2.Трёхсложные слова из открытых слогов (лопата, утята голова, ягоды, мимоза).

3.Односложные слова из закрытого слога (мак, лук, сук, суп).

4.Двусложные слова с закрытым слогом (лимон, банан, гамак, петух).

5.Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, юбка, письмо, ветка).

6.Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник, поднос, медведь, индюк, дельфин).

7.Трёхсложные слова закрытым слогом (колобок, бегемот, ананас, попугай).

8.Трёхсложные слова со стечением согласных (яблоко, шахматы, беседка, удочка, гантели).

9.Трёхсложные слова со стечение согласных и закрытым слогом (автобус, кофейник, ягнёнок, охотник, будильник).

10.Трёхсложные слова с двумя стечением согласных (скакалка, клубника, футболист, скамейка).

11.Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова (флаг, винт, лифт).

12.Двусложные слова с двумя стечениями (кнопка, спутник, пингвин, гнездо).

13.Четырёхсложные слова из открытых слогов (пианино, чемоданы, ящерица, одеяло).

14.Слоговые упражнения (ба – бда, бо – бдо, бу – бду, бда – бдо – бду, бда – дба).

15.Предложения.

16.Скороговорки и чистоговорки.

17.Игры, направленные на отработку слов различной слоговой структуры, а также на развитие чувства языка, внимания. Виды заданий также должны варьироваться: назвать предметные картинки, повторить слова за взрослым, ответить на вопросы, повторить предложения с большой концентрацией сложных слов.

Памятка для родителей

«Методика работы с предложением»

Для анализа предложений по словам даётся лёгкий и доступный по смыслу материал с постепенным нарастанием слов в предложении. Методика работы с предложением сводится к следующему.

1.Составить предложение по сюжетной картинке.

2.Сосчитать, сколько слов в предложении.

3.Указать, на каком месте стоит каждое из слов в предложении.

4.Закончить начатое предложение по данному образцу.

5.Придумать самостоятельно предложения в два, три, четыре слова.

6.Распространить предложения путём увеличения количества слов.

7.Составить предложения из слов, данных вразбивку (все слова даны в правильной форме).

8.Составить предложения с определённым словом.

9.Составить графическую схему предложения.

10.Придумать предложения по графической схеме.

11.Выбрать карточку с цифрой, соответствующей количеству слов в предложении.

 

 

Памятка для родителей

«Последовательность работы по автоматизации звуков»

1.Автоматизация звука в изолированном виде в играх на звукоподражание:

Как звенит комар? (З-з-з-з).

Как шумит ветер? (Ш-ш-ш-ш).

Как рычит собака? (Р-р-р-р).

2.Автоматизация звука в слогах и словах:

-открытых слогах типа: согласный – гласный, например: Ша, Ра.

-включение отработанных слогов в слова, под ударением и без ударения.

-автоматизация в закрытых слогах типа: гласный – согласный, например: Аш, Ил.

-автоматизация слогов со стечением согласных типа: согласный – согласный – гласный, например: Шва, Ршу, Зме, Рпе.

3.Автоматизация звука в предложении.

4.Автоматизация звука в тексте: заучивание стихов, потешек, скороговорок.

5.Дифференциация (различение) звука со сходными по звучанию, артикуляции, например: с – ш, з – ж, ш – ж, л – р.

Работа поводится поэтапно, данная схема применяется при автоматизации любого звука.

Приёмы работы:

1.Отражённое, утрированное произношение с опорой на артикуляционный образ звука, перед зеркалом.

2.Самостоятельное называние, чтение, постепенный переход от утрированного произношения к нормированному. При необходимости – использование образца произношения.

На протяжении всей работы над звуком следует использовать все виды контроля за произношением: зрительный, слуховой, тактильный.      

 

СОВЕТЫ  РОДИТЕЛЯМ  ПО ЗАУЧИВАНИЮ СТИХОВ

 

Сначала стихотворение ребенку читает взрослый, эмоционально, красиво, не торопясь. Обращайте внимание ребенка на то, какие чувства, настроения вызывает тот или иной текст. Попробуйте придумать вместе, почему поэт написал то или иное стихотворение.

 

  • Затем проводится словарная работа, т.е. уточняется, все ли слова понятны ребенку, объясняются малознакомые слова и выражения.

 

  • Задайте вопросы ребенку по содержанию стихотворения, которые помогут ему лучше понять текст, а Вам проверить это понимание.

 

  • Не забывайте о произношении тех звуков, которые ребенок уже умеет говорить, но не всегда еще употребляет правильно. Необходимо сразу попросить произносить все слова в стихотворении точно, поправить ребенка, если это необходимо; т.кпосле заучивания текста это будет сделать уже  очень трудно.

 

  • Обратите внимание ребенка на  интонацию  каждой строчки, силу голоса  при рассказывании стихотворения, логические ударения и паузы в тексте.

 

Игровые приемы, которые помогут вам при этом:

 

1)  заучивание стихотворения в лицах, драматизации. Этот прием помогает лучшему осмыслению текста, выбору нужной интонации и большей выразительности речи.

 

2)  рассказывание стихотворения по-разному (весело, грустно, скучно, как робот, радостно …)

 

 

 

 

Уважаемые родители!

 

Главным примером для своих детей являетесь – вы! Говорите правильно, чётко и  выразительно! Исправляйте речь  своего ребёнка, выполняйте все рекомендации логопеда и воспитателей!