Использование здоровьесберегающих технологи в физкультурно-оздоровительной работе

ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого - педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск средств и методов повышения эффективности физкультурно - оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. Одним из путей решения данных задач является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребенка к своему здоровью.


С этой целью, мной была разработана система использования здоровьесберегающих технологий в физкультурно - оздоровительной работе ДОУ. Система моей работы не ставит целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней - помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, каждый из них осознал свою индивидуальность, был готов вести здоровый образ жизни, ценил свое здоровье и здоровье окружающих и мог приобщиться к занятиям любимым видом спорта.


Работа с детьми включает в себя следующие виды занятий:
- занимательная двигательная деятельность с целью формирования правильной осанки, коррекции зрения, обучения приемов самомассажа, выполнения дыхательных упражнений, развития эмоциональной сферы ребенка;
- психолого-педагогическая работа по освоению образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура», ориентированная на использование самостоятельно изготовленного нестандартного оборудования.


В процессе работы я пришла к выводу, что детям мало только выполнять общеразвивающие упражнения, осваивать основные виды движений и играть в подвижные игры, им важно, прежде всего, накапливать впечатления, личный опыт, а также импровизировать, проявлять творческие способности. Поэтому я стараюсь направлять усилия на поддержание в ребенке веры в свои силы, чтобы он не терялся, выполняя сложное упражнение, чтобы ему самому захотелось почувствовать радость от выполнения упражнения. Всему этому помогает интеграция таких образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Музыка» (использование художественных произведений, музыкально-ритмической деятельности с целью развития представлений и воображения); «Социализация» (приобщение к ценностям физической культуры, формирование первичных представлений о себе, собственных возможностях); «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности); «Труд» (накопление двигательного опыта, овладение навыками по уходу за физкультурным инвентарем и спортивной одеждой).
В своей работе я использовала различные формы организации здоровьесберегающей работы.


- Технологии сохранения и стимулирования здоровья: подвижные и спортивные игры, утренняя гимнастика, пальчиковая гимнастика, корригирующая гимнастика, дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой, гимнастика для глаз В.Ф.Базарного, ходьба босиком, релаксация.
- Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, самомассаж «Маленькие волшебники», точечный массаж А.А.Уманскй.
- Закаливающие мероприятия: обширное умывание, сухое обтирание, обливание стоп, контрастные ванночки для ног, полоскание рта и горла, «Рижский» метод закаливания.


Для повышения познавательной активности и усиления заинтересованности детей в процессе двигательной деятельности я использую демонстрационный материал - карточки (рисунки, изображения детей, выполняющих разные физические упражнения). Облегчает мою работу картотека подвижных игр.


Все это способствует повышению интереса, активности детей, более качественному выполнению упражнений. Эмоциональные переживания во время выполнения заданий благотворно влияют на функциональное состояние мозга, повышают тонус всех систем организма.


Систематически проводимые оздоровительные и корригирующие упражнения способствуют укреплению организма, предупреждают отклонения в физическом развитии, развивают умение заботиться о своем здоровье. Они интересны детям и дают высокий педагогический эффект.