Использование математических игр для развития логического мышления дошкольников

Дошкольный период – самый чувствительный возраст для развития у детей памяти, мышления, восприятия, внимания. Причем, из всех видов мышления наибольшее значение имеет логическое мышление. Установлено, что логическое мышление у детей в дошкольном возрасте развивается намного интенсивнее, чем на более поздних возрастных этапах. Поэтому педагогические ошибки, допущенные в период дошкольного детства, трудно исправляются в старшем возрасте и отрицательно сказываются на дальнейшем развитии ребенка. Если не создать условий для развития ребенка, то его мышление окажется ограниченным узкими рамками, не сформируются интеллектуальная гибкость, желание и умение мыслить самостоятельно, выходить за пределы конкретной практической задачи. Такие условия для ребенка могут быть созданы как в семье, так и в дошкольном учреждении.


Важнейшее значение в жизни маленького ребенка имеет игра. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач.


Развивающая игра – один из основных путей как для реализации программы математического развития детей, так и для решения проблем по сенсорному воспитанию и познавательной деятельности. Систематическое использование в работе развивающих игр способствует проявлению и становлению интереса к познанию; выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира. Развивающие игры обучают ребенка, выявляют его индивидуальные особенности и уровень развития.


В математических играх дети учатся сравнивать, преобразовывать, воссоздавать, считать, измерять, вычислять, моделировать, комбинировать и т.д. В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм.


Многообразны и интересны математические игры в старших и подготовительных группах. Дети могут самостоятельно использовать цифры, проводить с ними арифметические действия, сравнивать их; совершенствуются количественные представления. В процессе специальных игр и упражнений дети осваивают элементы логики математики. У них складываются представления об отношениях, эквивалентности, разбиении множеств и др.


Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе — это познакомить ребёнка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако забывают о том, что нужно научить ребёнка думать. При обучении в школе эти умения ненадолго выручают ребёнка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается быстро (через месяц-два) и несформированность собственного умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».


Таким образом, развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Ребёнок — дошкольник с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы.