Развитие логического мышления дошкольников

В первые годы жизни ребенок очень много запоминает и усваивает. Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное. Очень велик уровень информации, которая обрушивается на ребенка. На многие вопросы он находит ответы сам, идя путем проб и ошибок, постигая закономерности сенсорным исследованием: в узкое отверстие нельзя втиснуть объемный предмет, угощая кукол чаем нужно перед каждой поставить чашку и т.д.


Источником познания при этом является чувственный опыт, поэтому ребенок должен уметь рассматривать, ощупывать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное и второстепенное, все это влияет на восприятие и мышление. Т.к. сейчас увеличился поток информации, повышается внимание к компьютеризации, поэтому процесс обучения желательно сделать более интенсивным. При этом преследуется цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.


Основные усилия педагогов должны быть направлены на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.


Особое место в системе дошкольного образования по праву занимает математика. Здесь оттачивается ум ребенка, развивается гибкость мышления. Практикой подтверждено, что при правильной организации педагогического процесса в игре, дети могут освоить без перегрузки то, что раньше начинали учить в школе.


Математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, т.е. в его ориентации на всесторонне развитые личности. Особая роль математики – в умственном воспитании и развитии интеллекта. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Нужно формировать и развивать логические структуры мышления своевременно, упущения здесь трудно восполнимы.


Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте от 5 до 11 лет. Все заинтересованы, чтобы ребенок хорошо учился, но добиться этого нельзя только запоминая знания. Надеясь только на память можно достичь обратного, весьма негативного результата.


Известный советский психолог Л.Г.Выгодский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения, всей активности его собственной мысли».


Поэтому правильный путь, ведущий к ускорению познания - применение технологий обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития. А это можно добиться через использование развивающих и логических игр с нетрадиционными средствами. Пусть дети думают, что они играют, но незаметно для себя они считают, складывают, вычитают, решают разного рода логические задачи, формирующие определенного рода логические операции. Роль взрослого при этом поддерживать интерес детей. В ходе игр дети учатся обдумывать свои действия, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства.


Именно в игре оттачивается ум, формируются такие мыслительные умения и навыки, и способности, которые позволяют легко осваивать новое.


Наиболее подходящими средствами для этой цели являются: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина, «Геоконт», игры Воскобовича, игры-головоломки и др. Именно систематически используя игры с этими нетрадиционными дидактическими средствами, можно с успехом развивать у дошкольников логико-математические представления и умения. Использовать эти пособия можно на протяжении всего дошкольного детства для развития умственных способностей ребенка.

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!