Воспитание любви к Родине как одно из средств патриотического воспитания дошкольников

На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую сторону и актуальность. Одна из важнейших характеристик патриотизма – становление личности ребенка в процессе социализации.

Тема малой Родины является очень продуктивной. Начинать можно с близкого и конкретного, с того, что окружает ребенка ежедневно. Сложное, многогранное чувство патриотизма под влиянием жизни и воспитания формируется постепенно, а дошкольный период в жизни ребенка является началом формирования у него представлений о доме, родителях, детском саде, городе или селе, где родился ребенок, природе родного края. Патриотическое чувство по своей природе интегрально. Оно обьединяет в единое целое все стороны развития личности: нравственное, трудовое, умственное, эстетическое, физическое. Нельзя говорить о воспитании любви к Родине без сообщения детям определенных знаний о ней. Отбор и систематизация таких знаний должна вестись в соответствии с современными требованиями, а также с учетом умственных возможностей дошкольников, принимая во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, что является необходимым условием решения задач воспитания патриотических чувств. Тематические занятия повышают детскую мыслительную активность. Каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности. Учет возврастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны для познавательной активности детей и эмоциональной атмосферы занятия. Целевые прогулки и экскурсии расширяют кругозор детей, пополняют знания детей об отдельных страницах истории, стимулируют интерес к изучению родного края, стремление сохранить его красоту.

Таким образом, идет накопление жизненного опыта о своем родном городе, усвоение норм поведения в нем и приобщение детей к его культурным ценностям. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, историю своих предков, их культуру. Воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, учить соразмерять собственные желания с интересами других, умение сообща трудиться на благо общего дела. Разнообразные формы работы в данном направлении позволяют привить детям чувство любви и привязанности к родному краю, воспитать ответственность и чувство долга, на конкретных фактах из жизни старших членов семьи – участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Родина чтит своих героев. Их имена увековечены в названиях улиц и площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Любой край неповторим в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать представление о том, чем славен край.


Одной из особенностей работы по краеведению является способность педагога систематизировать имеющийся материал, находиться в постоянном творческом поиске, повышать свою профессиональную компетентность. Залогом успешной работы являются:

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- развивающий характер общения.

Немаловажную роль играет организация развивающей среды, тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.

Результат работы по краеведению должен быть ориентирован на воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край, на повышение его жизненной активности и развитие интегративных качеств.

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!