Детский невроз. Навязчивые движения. Что делать?

Детский невроз. Навязчивые движения. Что делать?

Подготовила Чапурина М.М.

Детский невроз. 


В чем он проявляется? В частности, в автоматических, навязчивых движениях и действиях. Например, ребенок начал грызть ногти, щелкать пальцами, резко крутить головой, дергать губой, причмокивать, обходить все предметы обязательно слева, крутить пуговицы, кусать губы, сдувать невидимые «сущности» с ладоней. И сам, кажется, переживает по этому поводу… 

Что это такое?
Чаще всего это можно назвать неврозом навязчивых движений. Нужно отличать тики и навязчивые движения. Это родственные, но не одинаковые понятия. Что такое «тик»? Это автоматическое сокращение мышц, из-за чего происходят разные подергивания. Тик нельзя проконтролировать, удержать, кроме того, часто сам человек и ощущает своих тиков и узнает о них от окружающих. «Да? Я так делаю? Правда? Ну надо же». Тики далеко не все имеют невротическую природу. Бывает, что от усталости подергивается кисть или губы. Тело как будто автоматически, не спрашивая нас, снимает избыток напряжения. 

То же бывает и с ребенком. И причина здесь – негативная атмосфера вокруг, переутомление дома, в школе, слишком много информации, слишком много шума вокруг. Если уменьшить нагрузки, «подправить» режим дня, тики могут уйти так же неожиданно, как появились. Медики говорят, что тики – следствие сбоя работы отделов мозга, которые отвечают за тонус мышц. Часто это можно встретить у подростков, когда они очень быстро растут – ведь организм подростка развивается быстро, но неравномерно, и части нервной системы не успевают друг за другом. 

Что помогает справиться с тиками? Знание методов релаксации и использование их. Обучение этим методам мы проводим на своих тренингах и в индивидуальной работе. Также хорошо помогает адекватная физическая нагрузка, легкие успокоительные препараты. Очень важно не залечить ребенка и не «застрожить» его. В первом случае ребенок быстро смекает, что из своего состояния можно получить выгоду в виде внимания (пусть даже негативного), а во втором случае родители усиливают эмоциональный дискомфорт. В общем, нужна «мера». Хорошо тут помогает материнская интуиция и психологические знания. 

Откуда берутся навязчивые движения? 

Если вернуться к опыту работы, то можно увидеть, что навязчивые движения проходят сами, как только улучшается психологический климат в семье среди значимого окружения. Или когда ребенок находит выход из сложной ситуации. К тому же хотелось бы сказать, что в отличие от тиков навязчивые движения немного, но все-таки поддаются контролю и являются прямым повтором какого-то привычного жеста. Отсюда специалисты сделали вывод, что навязчивые движения имеют исключительно психологическую природу и вызваны стойкой во времени и сценарии типичной травмой. На ребенка постоянно давят, кричат, унижают, заставляют идти наперекор его воле, вынуждают к чему-то, либо напротив – совсем не замечают, игнорируют, лгут. Психика не выдерживает удар, и тогда себя проявляет тело в виде навязчивостей, тиков и всяческих заболеваний. 

Как помочь? 

Нужен психолог, психотерапевт и в некоторых случаях медикаменты. Какая терапия хороша для детей? У меня в работе была семья, где мама пришла с запросом по поводу старшего сына: он прекрасно говорил в школе, но дома его дикция портилась почти до полной невнятности, ребенок просто сворачивал губы в трубочку и таким образом общался с родителями. Ни увещевания, ни наказания не помогали. Хотя мальчик хорошо относился к психологу, рассказывал он что-либо очень скудно и не информативно. Поэтому успешно подействовала песочная терапия, где он строил свои миры из песка. Как выяснилось, конечно, проблема ребенка не была хулиганством, а была результатом глубочайшего семейного кризиса, практически «раскола» родителей. Поэтому параллельно с работой с ребенком велась семейная терапия. В другом случае очень эффективна оказалась танцевально-двигательная терапия, когда невротическое напряжение выводилось через действие. 

У замечательных своих коллег я научилась в свое время телесно-ориентированным методам работы, когда часто идешь просто от обратного. Хочешь размахивать руками – давай, только очень быстро! Хочешь дергать головой – дергай, но при этом говори вслух, что чувствуешь. А еще лучше даже не говори, а кричи. Хочешь кричать на маму? Кричи на маму. Представь ее перед собой и кричи все, что накопилось. 

Как реагировать? 

Реагируйте спокойно, но внимательно. Отнеситесь к навязчивым движениям ребенка как к его желанию что-то вам сказать. Ведь по сути так оно и есть. Дайте понять ребенку, что вы это заметили, но не делаете из этого проблемы. Если ребенок не замкнулся в себе, спросите как можно мягче: «Может быть, ты хочешь мне что-то сказать или попросить?». Объясните, что такое может случиться с любым, кто очень устал или хочет что-то сказать, но боится. Не ругайте ребенка, особенно на людях, не просите его сдерживаться. Не оправдывайтесь перед другими людьми за вашего ребенка. 

Как можно меньше обращайте внимание на навязчивые движения, а пытайтесь переключить его внимание на что-то другое. Например, попросите что-то принести для вас или сделать. 

Перед тем, как отвести ребенка к психологу, поговорите с ребенком, что думает он об этом вашем желании. Бывает, что иногда достаточно разговора «по душам», честно, без выспрашиваний и оценок, чтобы напряжение ушло, а вы как родитель узнали нечто новое и очень ценное от своего ребенка. 

Детский невроз – это не есть проблема одного ребенка. Это симптом нарушенных отношений со значимыми близкими (родителями, братьями-сестрами, одноклассниками, друзьями, учителем). В детском неврозе всегда «виновато» несколько людей, как и всегда в отношениях. Невроз как высокая температура – лишь симптом, говорящий о воспалении. Чаще всего навязчивые движения – единственный язык, на котором ребенок говорит с вами: «Ты нужен мне!», «Мне плохо: помоги!».